Аптечный рынок CФО: итоги первых трёх месяцев 2019г.

 140

Аптечный рынок CФО: итоги первых трёх месяцев 2019г.

Численность населения Сибирского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 17,173 млн. человек – это 11,7% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СФО в январе-марте 2019г. составил 37925 руб. (573,67 долл.), что на 14% ниже среднего показателя по России (43944 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка СФО в I квартале 2019г. в натуральных показателях сократился на 1% и составил 143,140 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+12%), и отрицательную - в долларовом (-3%), и достиг 23,705 млрд. руб. (358,813 млн. долл.). В структуре аптечного рынка России доля округа составляла 11,5% от общего объёма аптечных продаж. Средняя стоимость ГЛС в аптеках СФО по итогам января-марта 2019г. была равна 2,94 долл., тогда как годом ранее – 3,20 долл. Средние расходы жителей СФО на покупку ГЛС в аптеках в этот период были равны 24,51 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок CФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок CФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Первые четыре позиции в Топ-10 ведущих производителей на аптечном рынке Сибирского федерального округа по итогам первых трех месяцев 2019 года сохранили компании BAYER (+2%), SANOFI (+12%), TEVA (-2%) и OTCPHARM (+14%) (табл.1). Также на занятом ранее девятом месте остался GEDEON RICHTER (+9%). Из оставшихся пяти представителей три продемонстрировали рейтинговый прогресс. Так, на один пункт вверх, на пятую и седьмую строчки, переместились SERVIER (+11%) и KRKA (+27%), тогда как компании ABBOTT (+15%) удалось подняться с последней строчки на восьмую. Два производителя, SANDOZ (+3%) и STADA (-0,2%), напротив, опустились на шестую и последнюю строчки. Общая доля десяти ведущих компаний сократилась более чем на 1 п.п. и была равна 33,0%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,4 4,9
2 2 SANOFI 4,2 4,2
3 3 TEVA 3,7 4,2
4 4 OTCPHARM 3,5 3,4
5 6 SERVIER 3,4 3,4
6 5 SANDOZ 3,2 3,4
7 8 KRKA 3 2,7
8 10 ABBOTT 2,7 2,6
9 9 GEDEON RICHTER 2,6 2,6
10 7 STADA 2,5 2,8
Итого 33 34,2

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Лидером по объему продаж среди ведущих брендов продолжает оставаться KAGOCEL (+36%), который благодаря высокой динамике укрепился на первой позиции (табл.2). Отметим, что все представители данного рейтинга продемонстрировали опережающую динамику. Однако только четыре бренда повысили свои позиции. На второе место с четвертого поднялся INGAVIRIN (+22%), на четвертое с восьмого – NUROFEN (+26%), на восьмое с десятого - DETRALEX (+24%). Пятую позицию занял впервые вошедший в состав «десятки» XARELTO (+74%). Одновременно с этим показавшие меньшую динамику бренды LOZAP и THERAFLU (по +13% у обоих), LORISTA (+15%) и PENTALGIN (+19%) понизили свои рейтинговые позиции. Занятое ранее шестое место продолжает занимать CARDIOMAGNYL (+15%). В сумме десять ведущих брендов аккумулировали 6,5% продаж, тогда как годом ранее – 5,9%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 KAGOCEL 0,8 0,7
2 4 INGAVIRIN 0,7 0,6
3 2 LOZAP 0,7 0,7
4 8 NUROFEN 0,7 0,6
5 22 XARELTO 0,6 0,4
6 6 CARDIOMAGNYL 0,6 0,6
7 5 THERAFLU 0,6 0,6
8 10 DETRALEX 0,6 0,6
9 7 LORISTA 0,6 0,6
10 9 PENTALGIN 0,6 0,6
Итого 6,5 5,9

Первые три позиции в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований сохранили за собой XYLOMETAZOLINE (-5%), IBUPROFEN (+22%) и BISOPROLOL (+11%) (табл. 3). Ниже в Топ-10 произошли перестановки, в результате которых три участника повысили свои рейтинги. Это поднявшаяся на четвертую строчку комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+21%), а также впервые вошедшие в «десятку» KAGOCEL (+36%) и LOSARTAN*HYDROCHLOROTHIAZIDE (+19%), которые заняли шестое и девятое места. При этом они сместили на позицию вниз PANCREATIN (+16%), NIMESULIDE (+10%) и LOSARTAN (+13%), а наименование ROSUVASTATIN (+7%) опустилось с восьмой на последнюю строчку. Суммарная доля Топ-10 осталась практически неизменной и была равна 9,1%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,5 1,8
2 2 IBUPROFEN 1,1 1
3 3 BISOPROLOL 1 1
4 5 DIOSMIN*HESPERIDIN 0,9 0,8
5 4 PANCREATIN 0,9 0,8
6 12 KAGOCEL 0,8 0,7
7 6 NIMESULIDE 0,8 0,8
8 7 LOSARTAN 0,7 0,7
9 11 LOSARTAN*HYDROCHLOROTHIAZIDE 0,7 0,7
10 8 ROSUVASTATIN 0,7 0,7
 Итого  9,1 9

Неизменной осталась лидирующая тройка и в рейтинге ведущих АТС-групп (табл. 4). При этом группы C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+21%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+15%) и G03 Половые гормоны (+13%) не только сохранили, но и укрепили свои позиции благодаря опережающей динамике. Высокими темпами развивались также рынки групп J05 Противовирусные препараты системного назначения (+23%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+17%) и B01 Антикоагулянты (+25%), что позволило им подняться на четвертое, пятое и девятое места соответственно. При этом последний впервые вошел в состав «десятки». Менее динамичные N02 Анальгетики (+4%) и A11 Витамины (+0,4%), а также снизившие продажи R01 Назальные препараты (-2%) опустились на более низкие позиции. Седьмую строчку по-прежнему занимают J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+1%). На долю десяти ведущих АТС-групп приходилось 38,2% - это практически столько же, как и годом ранее (38,1%).

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5 4,6
2 2 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,7 4,6
3 3 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 4,1 4,1
4 8 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,9 3,6
5 6 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,8 3,7
6 5 N02  ANALGESICS 3,7 4
7 7 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,6 3,7
8 4 R01  NASAL PREPARATIONS 3,5 4
9 11 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,1 2,7
10 9 A11  VITAMINS 2,7 3,1
Итого 38,2 38,1

Заключение. По итогам первых трех месяцев 2019г. аптечный рынок Сибирского федерального округа оценивался в 27,813 млн. руб. (420,974 млн. долл.) в ценах конечного потребления. При этом динамика рынка была позитивной (+6%) в рублевом выражении, и отрицательной (-9%) - в долларовом. В натуральных показателях продажи снизились на 1% и составили 143,140 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС сократилась относительно предыдущего года (2,94 долл. против 3,20 долл.), и продолжает оставаться ниже, чем средняя по России цена ГЛС (3,26 долл.). Немного ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (24,51 долл. против 24,94 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 



Последние статьи