Аптечный рынок Москвы: итоги 2018г.

Аптечный рынок Москвы: итоги 2018г.

 592

Аптечный рынок Москвы: итоги 2018г.

Численность населения Москвы по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 12,506 млн. человек – это 8,5% от общей численности населения РФ и 31,8% населения ЦФО. По данным Мосгорстата, в Москве уровень среднемесячной начисленной заработной платы за январь-ноябрь 2018г. составил 80881 руб. (1299,29 долл.), в ноябре 2018г. – 78946 руб. (1191,82 долл.), что на 85% выше средней по России в ноябре (42595 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам 2018г. объем реализации лекарственных препаратов в Москве в натуральном выражении увеличился на 0,5% и составил 452,977 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка увеличился на 9% в рублевом эквиваленте и на 2% - в долларовом, и его объем достиг 114,973 млрд. рублей (1,838 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю города приходилось 15,2% российских аптечных розничных продаж. Средняя розничная стоимость упаковки немного снизилась в сравнении с 2017 годом: 5,12 долл. против 5,14 долл. По итогам 2018г. москвичи потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 185,57 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы в 2017 – 2018гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы в 2017 – 2018гг.

Рейтинг ведущих производителей на розничном рынке Москвы по итогам 2018г. продемонстрировал высокую стабильность (табл. 1). Практически все его представители остались на занятых в прошлом местах, изменения коснулись лишь их долевого присутствия. Так, показавшие опережающую динамику лидер Топ-10 BAYER (+11%), а также SERVIER (+13%) и ABBOTT (+11%) расширили свои доли. У показавших 8%-й рост продаж компаний TEVA и BERLIN-CHEMIE/MENARINI долевое присутствие не изменилось, тогда как у производителей SANOFI (+5%), SANDOZ (+5%), GLAXOSMITHKLINE (+5%) и JOHNSON & JOHNSON (+3%) из-за отставания динамики оно сократилось. Единственное изменение коснулось последней строки рейтинга, которую занял впервые в него вошедший PFIZER (+13%). В сумме десять ведущих производителей занимали 36,8%, годом ранее - 37,1%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в
рейтинге
Производитель* Доля в общем
объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 BAYER 6,3 6,2
2 2 SANOFI 4,8 5,0
3 3 TEVA 3,8 3,8
4 4 SERVIER 3,7 3,6
5 5 ABBOTT 3,6 3,5
6 6 SANDOZ 3,2 3,4
7 7 GLAXOSMITHKLINE 3,2 3,3
8 8 JOHNSON & JOHNSON
2,8 3,0
9 9 BERLIN-CHEMIE/MENARINI
2,8 2,8
10 11 PFIZER 2,8 2,7
Итого     36,8 37,1
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Наиболее продаваемыми на региональном рынке брендами по итогам года стали XARELTO (+51%) и DETRALEX (+13%) (табл. 2). Лидировавший годом ранее CRESTOR сократил продажи на 19% и опустился на третью строчку. Оставшиеся представители продемонстрировали позитивную динамику. Два из них, MIRAMISTIN (+9%) и ENTEROSGEL (+17%), поднялись на более высокие позиции, четвертую и десятую соответственно.  При этом первый потеснил на один пункт вниз бренды CIALIS и NUROFEN (по +4% у обоих), а второй стал единственным новым участником Топ-10. Места с седьмого по девятое включительно продолжают занимать CONCOR (+16%), INGAVIRIN (+18%) и HEPTRAL (+9%). На долю десяти ведущих брендов приходилось 8,5%, тогда как годом ранее - 8,3%. 

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в
рейтинге
Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 2 XARELTO 1,6 1,2
2 3 DETRALEX 1,0 1,0
3 1 CRESTOR
0,9 1,3
4 6 MIRAMISTIN
0,8 0,8
5 4 CIALIS
0,8 0,8
6 5 NUROFEN
0,7 0,8
7 7 CONCOR
0,7 0,7
8 8 INGAVIRIN
0,7 0,7
9 9 HEPTRAL
0,6 0,6
10 12 ENTEROSGEL
0,6 0,6
Итого     8,5 8,3

Вслед за соответствующим брендом на первую позицию в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований поднялся RIVAROXABAN (+51%) (табл.3). Он потеснил на строчку вниз XYLOMETAZOLINE (-6%), ROSUVASTATIN (-5%) и DIOSMIN* HESPERIDIN (+13%). На пятое место с десятого поднялось самое динамичное среди лидеров наименование HYALURONIC ACID (+53%). Занимавший эту позицию ранее IBUPROFEN (+2%) опустился на седьмую строчку. Кроме того, в самый низ рейтинга сместились MIRAMISTIN (+11%) и TADALAFIL (+6%). Занятые ранее шестое и восьмое места сохранили за собой PANCREATIN (+12%) и BISOPROLOL (+17%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,3 п.п., до 11,3%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 4 RIVAROXABAN
1,6 1,2
2 1 XYLOMETAZOLINE 1,5 1,8
3 2 ROSUVASTATIN
1,4 1,6
4 3 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,3 1,2
5 10 HYALURONIC ACID
1,0 0,7
6 6 PANCREATIN
1,0 1,0
7 5 IBUPROFEN
1,0 1,1
8 8 BISOPROLOL 0,9 0,8
9 7 MIRAMISTIN 0,8 0,8
10 9 TADALAFIL
0,8 0,8
Итого    11,3 11,0

Сменился лидер и в Топ-10 ведущих АТС-групп: на первое место с четвертого благодаря росту продаж на 34% переместились B01 Антикоагулянты (табл.4). На вторую позицию с третьей поднялись C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+15%), потеснив на один пункт вниз M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+7%). Возглавлявшие рейтинг ранее R01 Назальные препараты (-0,3%) опустились на четвертое место. Помимо них, более низкую восьмую позицию из-за сокращения продаж на 1% заняли J01 Антибактериальные препараты для системного использования. Показавшие опережающую динамику группы G03 Половые гормоны (+12%), J05 Противовирусные препараты системного действия (+10%), C05 Вазопротекторы (+11%) и N06 Психоаналептики (+15%) поднялись на шестое, седьмое, девятое и десятое места соответственно. При этом две последние впервые вошли в состав рейтинга. Занятую ранее пятую позицию удалось сохранить A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+8%). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,4% регионального рынка против 35,7% - годом ранее.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге

АТС код

АТС группа
Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г.
2017г.
1 4 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS
4,6 3,8
2 3 C09 AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM
4,1 3,9
3 2 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS
4,0 4,1
4 1 R01 NASAL PREPARATIONS 3,8 4,2
5 5 A07 ANTIDIARR. INTEST. ANTIINFL / ANTIINFECT. AGENTS 3,6 3,6
6 7 G03 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM
3,5 3,4
7 8 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,4 3,4
8 6 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 3,1 3,4
9 11 C05 VASOPROTECTIVES 3,1 3,0
10 13 N06 PSYCHOANALEPTICS 3,0 2,9
Итого 36,4 35,7

Заключение. По итогам 2018г. объем аптечного рынка Москвы достиг 145,161 млрд. руб. (2,321 млрд. долл.). Это на 7% в рублях и на 0,1% - в долларах больше, чем в 2017г. В натуральных показателях рынок расширился на 0,5% и был равен 452,977 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города по итогам 2018г. составила 5,12 долл. - это чуть ниже, чем годом ранее (5,14 долл.), однако выше, чем в среднем по стране (3,25 долл.). Выше среднероссийских были и расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках (185,57 долл. против 104,41 долл.).




Последние статьи