Аптечный рынок Москвы: итоги первых трех месяцев 2019г.

 353

Аптечный рынок Москвы: итоги первых трех месяцев 2019г.

Численность населения Москвы по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 12,615 млн. человек – это 8,6% от общей численности населения РФ и 32,0% населения ЦФО. По данным Мосгорстата, в Москве среднемесячная начисленная  заработная  плата, по оценке, составила: в  мае  2019г. – 89045 руб. (1373,73  долл.), в июне - 96030  руб., (1495,33 долл.),  что на 93% выше средней по России в июне (49840 руб.). Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам первых шести месяцев 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в Москве в натуральном выражении  снизился на  4% и составил 224,085  млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка  увеличился  на  2% в рублевом эквиваленте и сократился на  7% -  в долларовом,  и  его объем достиг 58,871  млрд. рублей (901,636  млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю города приходилось  14,8% российских аптечных  розничных продаж. Средняя розничная стоимость упаковки снизилась в сравнении с предыдущим годом: 5,08  долл. против 5,25  долл. По  итогам  I  полугодия  2019г. москвичи потратили на приобретение лекарственных препаратов в аптеках в среднем 90,24 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы за 6 месяцев 2018 – 6  месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок Москвы за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

По итогам первых 6  месяцев 2019г. рейтинг ведущих производителей на розничном рынке Москвы не изменился по составу  (табл. 1). Сохранили свои позиции возглавляющие его компании BAYER (+3%) и SANOFI (-4%), а также  занимающий  восьмую  строчку  BERLIN-CHEMIE/MENARINI  (+4%). Благодаря  опережающей динамике  на  более  высокие  места  поднялись ABBOTT  (+9%),  GLAXOSMITHKLINE (+4%) и  PFIZER  (+8%), которые расположились на четвертой, шестой и девятой строчках соответственно. На один пункт вверх, на третье место, поднялась не столь динамичная компания SERVIER  (+2%). Занимавшая эту позицию ранее TEVA из-за снижения продаж на 5% опустилась на пятую позицию. Отрицательная динамика отмечена у компаний SANDOZ (-6%) и JOHNSON & JOHNSON (-8%), также понизивших свои рейтинги. В сумме десять  ведущих производителей аккумулировали 36,6% рынка, в аналогичном периоде 2018г. - 37,1%

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г.    6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 BAYER 6,6 6,5
2 2 SANOFI 4,6 5
3 4 SERVIER 3,8 3,8
4 5 ABBOTT 3,7 3,5
5 3 TEVA 3,6 3,9
6 7 GLAXOSMITHKLINE 3,2 3,2
7 6 SANDOZ 2,9 3,2
8 8 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,9 2,8
9 10 PFIZER 2,8 2,6
10 9 JOHNSON & JOHNSON 2,4 2,7
Итого 36,6 37,1

Наиболее продаваемым на региональном рынке и одним из самых динамичных  по  итогам  полугодия  2019г.  продолжает  оставаться  бренд XARELTO  (+28%)  (табл.  2).  Более  высокими  темпами  развивался  рынок лишь у впервые вошедшего в Топ-10 бренда KREON (+34%), который занял 8 место. Еще один новый представитель,  показавший почти нулевую динамику,  MEXIDOL  (+0,5%),  расположился  на  последней  позиции  «десятки».  Помимо упомянутых, рост продаж  отмечен  еще  у  четырех брендов. Это CIALIS  (+22%), NUROFEN  (+21%) и HEPTRAL (+14%), которые поднялись на третье, четвертое и седьмое места соответственно, а также сохранивший пятую позицию MIRAMISTIN  (+5%).  На один пункт вверх, на вторую строчку, несмотря на снижение продаж удалось подняться наименованию DETRALEX  (-2%), так как  занимавший эту позицию ранее CRESTOR  (-47%) из-за выраженной отрицательной динамики опустился на девятое место. Два пункта рейтинга потерял и CONCOR  (-1%).  На долю десяти ведущих брендов приходилось 8,5%, годом ранее – 8,3%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме продаж, %
6 мес. 2019г. 
6 мес. 2018г.
6 мес. 2019г.
6 мес. 2018г.
1 1 XARELTO 1,9 0,7
2 2 DETRALEX 1,0 0,7
3 6 CIALIS 0,8 0,7
4 8 NUROFEN 0,7 0,7
5 5 MIRAMISTIN 0,7 0,6
6 4 HEPTRAL 0,7 0,5
7 10 KREON 0,7 1,2
7 15 CRESTOR 0,6 0,6
7 2 MEXIDOL 0,6 8,3
Итого 8,5 8,3

В  Топ-10  ведущих  МНН и группировочных  наименований  лидер  изменился: на первую позицию с третьей  переместился  RIVAROXABAN (+28%)
(табл.3).  Вторую строчку продолжает занимать XYLOMETAZOLINE (-7%), а на третью и четвертую поднялись комбинация DIOSMIN*  HESPERIDIN (+1%) и  МНН  HYALURONIC  ACID  (+35%).  Занимавший  ранее  первую  строчку ROSUVASTATIN (-28%) из-за выраженного снижения продаж опустился на пятую позицию, потеснив при этом PANCREATIN (+11%) и IBUPROFEN (+8%) на один пункт вниз. Восьмое место занял единственный новый представитель  рейтинга  TADALAFIL  (+25%),  сместив  на  две  последние  строчки BISOPROLOL  (+3%)  и  MIRAMISTIN  (+6%).  Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,4 п.п., до 11,7%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наиме­нование Доля в общем объ­еме аптечных про­даж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 3 RIVAROXABAN 1,9 1,5
2 2 XYLOMETAZOLINE 1,4 1,6
3 4 DIOSM IN*HESPERIDIN 1,3 1,3
4 7 HYALURONIC ACID 1,2 0,9
5 1 ROSUVASTATIN 1,1 1,6
6 5 PANCREATIN 1,1 1
7 6 IBUPROFEN 1,1 1
8 12 TADALAFIL 0,9 0,7
9 8 BISOPROLOL 0,9 0,9
10 9 MIRAMlSTIN 0,8 0,8
Итого 11,7 11,3

Лидирующая четверка в Топ-10 ведущих АТС-групп осталась неизменной: группы  B01  Антикоагулянты (+6%), C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+12%),  M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты  (+3%) и  R01 Назальные препараты  (+2%) по-прежнему занимают верхние  строчки  (табл.4).  Ниже в «десятке» произошли перестановки, в результате которых четыре представителя повысили свои рейтинги. Так, на пятую позицию с седьмой поднялись G03 Половые гормоны (+7%),  на места с седьмой по девятую включительно –  группы  C05 Вазопротекторы  (+2%),  N06  Психоаналептики (+6%) и  впервые вошедшие в Топ-10 G04 Препараты, применяемые в урологии (+8%). Две группы с от-рицательной динамикой, A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (-3%)  и J01  Антибактериальные  препараты  для  системного использования  (-8%), опустились на шестую  и последнюю строчки. В сумме десять ведущих АТС групп занимали 36,3% регионального рынка, годом ранее 35,9%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в АТС код АТС группа Доля в общем объ­еме аптечных про­даж, %
6 мес. 6 мес. 6 мес. 6 мес.
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 4,6 4,5
2 2 C09 AGENTS ACTING ON THE RENIN- ANGIOTENSIN SYSTEM 4,5 4,2
3 3 M01 ANTIINFLAMMATORY AND AN­TIRHEUMATIC PRODUCTS 4,1 4
4 4 R01 NASAL PREPARATIONS 4 4
5 7 G03 SEX HORMONES AND MODULA­TORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,6 3,4
6 5 A07 ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ ANTIINFECT. AGENTS 3,3 3,5
7 9 C05 VASOPROTECTIVES 3,2 3,2
8 10 N06 PSYCHOANALEPTICS 3,1 3
9 11 G04 UROLOGICALS 3 2,9
10 8 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 2,9 3,2
Итого 36,3 35,9

Заключение. По  итогам  I  полугодия  2019г.   объем  аптечного  рынка Москвы достиг 74,332  млрд. руб. (1,138 млрд. долл.). Это на  3% в рублях больше и на 7% -  в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 4% и был равен 224,085 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города по итогам января-июня 2019г. составила 5,08 долл. - это ниже, чем годом ранее  (5,25  долл.),  однако  выше,  чем в  среднем  по  стране (3,31  долл.).  Выше среднероссийских были и расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках (90,24 долл. против 52,40 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум




Последние статьи