Аптечный рынок ПФО: итоги 2018г.

 363

Аптечный рынок ПФО: итоги 2018г.

Численность населения Приволжского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2018 составляла 29,543 млн. человек – это 20,1% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ПФО в 2018г. составил 31849 руб. (508,20 долл.), что на 27% ниже среднего показателя по России (43445руб.). 

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка ПФО по итогам 2018г. в натуральных показателях сократился на 6% относительно предыдущего года и составил 834,661 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок продемонстрировал прирост в рублевом эквиваленте (+2%), тогда как в долларовом, напротив, сократился (-4%), и был равен 129,599 млрд. руб. (2,080 млрд. долл.). Доля региона от общего объема аптечных продаж в России составляла 17,4%. Средняя стоимость ГЛС в аптеках ПФО по итогам 2018г. была равна 3,01 долл. против 2,99 долл. годом ранее. Средние расходы жителей округа на покупку лекарственных препаратов в аптеках в 2018г. составили 85,02 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО за 2017-2018гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО за 2017-2018гг.

Семь из десяти ведущих производителей розничного рынка Приволжского федерального округа по итогам 2018г. сохранили свои позиции неизменными (табл.1). В их числе - возглавляющие рейтинг SANOFI (-3%), BAYER (+0,1%), OTCPHARM (+0,3%), TEVA (-2%), SERVIER (+2%) и SANDOZ (+5%), а также занимающая девятую строчку TAKEDA (+4%). Впервые вошедшая в рейтинг компания KRKA (+19%) расположилась на седьмом месте. При этом на строчку вниз, на восьмую позицию, опустился ABBOTT (+6%), тогда как показавший отрицательную динамику BERLIN-CHEMIE/MENARINI (-0,5%) потерял два рейтинговых пункта и замыкает «десятку». Суммарная её доля практически не изменилась и составила 32,2% рынка.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место  в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных  продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 SANOFI 4,3 4,5
2 2 BAYER
4,0 4,1
3 3 OTCPHARM 3,7
3,8
4 4 TEVA  3,5
3,6
5 5 SERVIER 
3,0
3,1
6 6 SANDOZ 
3,0
2,9
7 12 KRKA
2,8
2,4
8 7 ABBOTT 
2,8
2,7
9 9 TAKEDA 
2,6
2,6
10 8 BERLIN-CHEMIE/MENARIN
2,6
2,7
Итого  
32,2 32,3
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Один новый представитель появился и в рейтинге ведущих брендов: на девятое место с 15 благодаря росту продаж почти на треть поднялся XARELTO (+32%) (табл.2). Кроме него, более высокие позиции заняли еще четыре участника Топ-10. Так, на второе и третье места с более низких переместились MEXIDOL и NUROFEN (по +4% у обоих). На пятое с восьмого поднялся PENTALGIN (+6%), а на восьмое с девятого - INGAVIRIN (+2%). При этом снизившие продажи KAGOCEL (-14%), CARDIOMAGNYL (-11%) и ESSENTIALE (-19%) понизили и свои рейтинговые позиции. Бренд CONCOR (-8%) несмотря на отрицательную динамику и незначительное сокращение долевого присутствия продолжает занимать шестое место. Первую позицию сохранил за собой ACTOVEGIN (+2%). Общая доля десяти ведущих брендов сократилась с 6,6% до 6,3%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место  в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 ACTOVEGIN
0,8
0,8
2 3 MEXIDOL
0,7
0,7
3 7 NUROFEN
0,7
0,6
4 2 KAGOCEL
0,7
0,8
5 8 PENTALGIN
0,6 0,6
6 6 CONCOR
0,6
0,7
7 5 CARDIOMAGNYL
0,6 0,7
8 9 INGAVIRIN
0,6 0,6
9 15 XARELTO
0,6 0,4
10 4 ESSENTIALE
0,6 0,7
Итого     6,3 6,6

Не изменился лидер и в рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований: МНН XYLOMETAZOLINE (-0,3%) хотя и снизило продажи, но сохранило свою позицию (табл. 3). Шестое место продолжает занимать ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (0%). Пять представителей Топ-10 из оставшихся восьми продемонстрировали рейтинговый прогресс. На два пункта вверх, на второе и пятое места, поднялись IBUPROFEN (+7%) и DIOSMIN* HESPERIDIN (+18%). Наименования BLOOD (+2%) и NIMESULIDE (-2%) переместились на строчку вверх и заняли седьмую и восьмую позиции. Единственный новый представитель «десятки», ROSUVASTATIN (+9%), расположился на последней ее строчке. В то же время три наименования, напротив, опустились на более низкие места. Это PANCREATIN (-8%), BISOPROLOL (-0,4%) и PHOSPHOLIPIDS (-18%), занявшие третью, четвертую и девятую строчку соответственно. Суммарная доля «десятки» сократилась с 9,7% до 9,5%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 XYLOMETAZOLINE
1,4 1,4
2 4 IBUPROFEN
1,1 1,0
3 2 PANCREATIN
1,1 1,2
4 3 BISOPROLOL
1,0 1,1
5 7 DIOSMIN*HESPERIDIN
1,0 0,9
6 6 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE
0,9
0,9
7 8 BLOOD
0,9
0,9
8 9 NIMESULIDE
0,8 0,8
9 5 PHOSPHOLIPIDS
0,7 0,9
10 15 ROSUVASTATIN
0,7 0,6
Итого    9,5 9,7

В лидирующую тройку Топ-10 ведущих АТС групп продолжают входить M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (-0,1%), C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+8%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+1%) (табл.4). Ниже в рейтинге произошли перестановки, в результате которых три представителя «десятки» повысили свои рейтинговые позиции. Так, на один пункт вверх, на четвертое и шестое места, переместились G03 Половые гормоны (+5%) и R01 Назальные препараты (-1%). Самая динамичная среди лидеров группа B01 Антикоагулянты (+11%) поднялась с последней позиции на восьмую. Одновременно с этим группы J05 Противовирусные препараты системного действия (-4%), N02 Анальгетики (-7%), R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-2%) и N06 Психоаналептики (+3%) опустились на пятую, седьмую и две последние строчки соответственно. В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,2% региональных продаж, годом ранее - 36,6%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2018г. 2017г. 2018г. 2017г.
1 1 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 5,1 5,2
2 2 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 4,8 4,5
3 3 J01     ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE
3,7
3,8
4 5 G03
 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,6 3,5
5 4 J05
 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,4 3,6
6 7 R01
 NASAL PREPARATIONS 3,3 3,4
7 6 N02
 ANALGESICS 3,2
3,5
8 10 B01
 ANTITHROMBOTIC AGENTS  
3,1
2,9
9 8 R05
 COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,1
3,2
10 9 N06
 PSYCHOANALEPTICS 3,0 3,0
Итого             36,2 36,6

Заключение. По итогам 2018г. аптечный рынок ПФО оценивался в 156,511 млрд. руб. (2,512 млрд. долл.) в розничных ценах. При этом его динамика была невысокой, но позитивной в рублевом выражении (+1%), и отрицательной - в долларовом (-5%). В натуральных показателях продажи в сравнении с 2017г. сократились на 6%, до 834,661 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС, составившая по итогам 2018г. 3,01 долл., незначительно увеличилась относительно предыдущего года (2,99 долл.), но продолжает оставаться ниже среднего показателя по России (3,31 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (85,02 долл. против 97,98 долл.).

Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 



Последние статьи