Аптечный рынок ПФО: итоги первых шести месяцев 2019г.

 195

Аптечный рынок ПФО: итоги первых шести месяцев 2019г.

Численность населения Приволжского федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 29,397 млн. человек – это 20,0% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ПФО в январе-июне 2019г. составил 33272 руб. (509,29 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (46210 руб.). 

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФтм, объем аптечного рынка ПФО по итогам первых шести месяцев 2019г. в натуральных показателях сократился на 12% относительно аналогичного периода предыдущего года и составил 387,980 млн. упаковок (рис.1). В оптовых ценах рынок сократился и в рублевом эквиваленте (-3%), и в долларовом (-12%), и был равен 64,856 млрд. руб. (992,506 млн. долл.). Доля региона от общего объема аптечных продаж в России составляла 16,6%. Средняя стоимость ГЛС в аптеках ПФО по итогам I полугодия 2019г. практически не изменилась в сравнении с таковой годом ранее (3,09 долл.) и была равна 3,10 долл.  Средние расходы жителей округа на покупку лекарственных препаратов в аптеках составили 40,91 долл. 

Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ПФО за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

Топ-10 ведущих производителей розничного рынка Приволжского федерального округа по итогам января-июня 2019г. остался стабильным по составу (табл.1). Не изменились и его лидеры: компании SANOFI (-5%), BAYER (-3%), OTCPHARM (-9%) и TEVA (-6%) несмотря на снижение продаж удержали ведущие позиции. Отметим, что отрицательную динамику продемонстрировали также замыкающие «десятку» производители. При этом компания TAKEDA (-0,2%) поднялась на один пункт вверх, на девятую строчку, тогда как SANDOZ (-6%), ABBOTT и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (по 4% у обоих) потеряли по одному рейтинговому пункту. На строчку вниз опустился также показавший практически нулевую динамику SERVIER (+0,3%). Его потеснила самая динамичная среди лидеров компания KRKA (+23%), которая поднялась с восьмого места на пятое. Суммарная доля «десятки» увеличилась с 32,1% до 32,4%

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 SANOFI 4,2 4,3
2 2 BAYER 4,1 4,1
3 3 OTCPHARM 3,5 3,7
4 4 TEVA 3,4 3,5
5 8 KRKA 3,3 2,6
6 5 SERVIER 3,2 3,1
7 6 SANDOZ 2,8 2,9
8 7 ABBOTT 2,8 2,8
9 10 TAKEDA 2,7 2,6
10 9 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,6 2,6
Итого 32,4 32,1

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов появился один новый представитель: на третье место с 11 благодаря 32%-му росту продаж поднялся XARELTO (табл.2). Кроме него, позитивную динамику продемонстрировал лишь ещё один участник, DETRALEX (+4%), который переместился на восьмое место с десятого. Остальные бренды из состава «десятки» снизили свои продажи. Однако это не помешало двум из них занять более высокие позиции: на четвертую и пятую строчки поднялись KAGOCEL (-13%) и CONCOR (-6%). Занятые ранее места сохранили за собой лидеры Топ-10 ACTOVEGIN (-7%) и MEXIDOL (-5%), а также занимающий шестую позицию PENTALGIN (-7%). Бренды NUROFEN (-17%), CARDIOMAGNYL (-11%) и ESSENTIALE (-10%) опустились на седьмую и две последние строчки соответственно. Общая доля десяти ведущих брендов сократилась с 6,3% до 6,1%. 

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 ACTOVEGIN 0,7 0,8
2 2 MEXIDOL 0,7 0,7
3 11 XARELTO 0,7 0,5
4 5 KAGOCEL 0,6 0,7
5 7 CONCOR 0,6 0,6
6 6 PENTALGIN 0,6 0,6
7 4 NUROFEN 0,6 0,7
8 10 DETRALEX 0,6 0,5
9 8 CARDIOMAGNYL 0,5 0,6
10 9 ESSENTIALE 0,5 0,6
Итого 6,1 6,3

Почти все представители рейтинга ведущих МНН и группировочных наименований продемонстрировали отрицательную динамику (табл. 3). В их числе – и возглавляющий «десятку» XYLOMETAZOLINE (-15%). Занятые ранее места, третье, шестое и седьмое, сохранили также PANCREATIN (4%), ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE (-7%) и BLOOD (-9%).  На более низкие позиции опустились IBUPROFEN (-5%) и NIMESULIDE (-6%). Наименование BISOPROLOL (-1%) и комбинация DIOSMIN* HESPERIDIN (-3%) сократили продажи незначительно, что позволило им подняться на второе и четвертое места. Рейтинговый прогресс продемонстрировали также представители с позитивной динамикой, ROSUVASTATIN (+14%) и RIVAROXABAN (+32%). Отметим, что последний впервые вошел в состав Топ-10. Суммарная его доля сократилась с 9,4% до 9,2%

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,2 1,4
2 4 BISOPROLOL 1 1
3 3 PANCREATIN 1 1
4 5 DIOSMIN*HESPERIDIN 1 1
5 2 IBUPROFEN 1 1,1
6 6 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE 0,9 0,9
7 7 BLOOD 0,8 0,9
8 10 ROSUVASTATIN 0,8 0,7
9 8 NIMESULIDE 0,7 0,8
10 27 RIVAROXABAN 0,7 0,5
Итого 9,2 9,4

В отличие от предыдущих, в Топ-10 ведущих АТС-групп сменился лидер – на первую позицию со второй переместились C09 Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему (+11%) (табл.4). Ещё одним отличием данного рейтинга стала позитивная динамика у половины его представителей. Помимо лидера, это группы G03 Половые гормоны (+0,5%), B01 Антикоагулянты (+8%), N06 Психоаналептики (+3%) и S01 Офтальмологические препараты (+4%), поднявшиеся на третье, пятое, шестое и девятое места соответственно. При этом последняя группа стала единственным новым представителем Топ-10. В то же время снизившие продаж M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (-1%), J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-11%), J05 Противовирусные препараты системного действия (-19%), R01 Назальные препараты (-11%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-15%), напротив, опустились на более низкие позиции. В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 36,1% региональных продаж – это столько же, как и годом ранее

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 2 C09 AGENTS ACTING ON THE RENINANGIOTENSIN SYSTEM 5,4 4,7
2 1 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS     5,1 5
3 5 G03 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,7 3,6
4 3 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC 3,6 3,9
5 9 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,4 3
6 10 N06 PSYCHOANALEPTICS 3,1 2,9
7 4 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3 3,6
8 6 R01 NASAL PREPARATIONS 3 3,3
9 12 S01 OPHTHALMOLOGICALS 3 2,8
10 7 R05 COUGH AND COLD PREPARATIONS 2,9 3,3
Итого 36,1 36,1

Заключение. По итогам первых шести месяцев 2019г. аптечный рынок ПФО оценивался в 78,564 млрд. руб. (1,203 млрд. долл.) в розничных ценах. При этом его динамика была отрицательной и в рублевом выражении (-3%), и в долларовом (-12%). В натуральных показателях продажи в сравнении с аналогичным периодом 2018г. сократились на 12%, до 387,980 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС по итогам января-июня 2019г. составила 3,10 долл. и практически не изменилась в сравнении с прошлым годом (3,09 долл.), но была ниже средней по России (3,36 долл.). Ниже среднероссийских были и расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках (40,91 долл. против 58,67 долл.). 


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 



Последние статьи