Аптечный рынок ЦФО (без Москвы): итоги первых шести месяцев 2019г.

 265

Аптечный рынок ЦФО (без Москвы): итоги первых шести месяцев 2019г.

Численность населения Центрального федерального округа (без Москвы) по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 26,763 млн. человек – это 18,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЦФО (с Москвой) по итогам I полугодия 2019г. составил 58832 руб. (900,54 долл.), что на 27% выше среднего показателя по России (46210 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам января-июня 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЦФО (без Москвы) в натуральном выражении сократился на 5% и составил 453,805 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 3% в рублевом эквиваленте, но сократился на 7% - в долларовом. При этом объем рынка достиг 77,883 млрд. рублей (1,192 млрд. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю региона приходилось 19,9% российских аптечных розничных продаж. Средняя стоимость упаковки практически не изменилась в сравнении с аналогичным периодом 2018 г.: 3,18 долл. против 3,19 долл. в розничных ценах. По итогам I полугодия 2019г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 53,87 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЦФО (без Москвы) за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЦФО (без Москвы) за 6 месяцев 2018 – 6 месяцев 2019гг.

По итогам первых шести месяцев 2019г. лидирующие позиции в Топ-10 ведущих производителей на аптечном рынке Центрального федерального округа (без Москвы) удалось сохранить компаниям BAYER (+2%) и SANOFI (+1%) (табл. 1). На третью позицию с четвертой поднялась компания SERVIER (+2%), потеснив на строчку вниз TEVA (-8%). Более высокие позиции заняли также производители KRKA (+19%), GLAXOSMITHKLINE (+3%) и ABBOTT (+6%), которые поднялись на пятое, седьмое и девятое места соответственно. Отметим, что последний стал единственным новым представителем Топ-10. В то же время снизившие продажи OTCPHARM (-14%) и SANDOZ (-4%), напротив, опустились на восьмую и последнюю строчки соответственно. Компания BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+1%) продолжает занимать шестую позицию. Суммарная доля рейтинга сократилась с 34,8% до 34,1%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %     
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,9 4,9
2 2 SANOFI 4,3 4,4
3 4 SERVIER 3,8 3,8
4 3 TEVA 3,7 4,1
5 7 KRKA 3,4 3
6 6 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 3,1 3,2
7 9 GLAXOSMITHKLINE 2,8 2,8
8 5 OTCPHARM 2,8 3,3
9 12 ABBOTT 2,6 2,6
10 8 SANDOZ 2,6 2,8
Итого 34,1 34,8

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов, как и в предыдущем, не изменились лидеры: первые позиции продолжают занимать XARELTO (+34%) и DETRALEX (+1%) (табл. 2). Ниже в нем произошли перестановки. На один пункт вверх поднялись бренды CONCOR (+2%), NUROFEN (+11%), CARDIOMAGNYL (-5%), PENTALGIN (-6%) и KAGOCEL (+1%), которые заняли места третье, пятое и с седьмого по девятое включительно. На последней позиции расположился единственный новый представитель «десятки» MIRAMISTIN (+9%). Два наименования, напротив, опустились на более низкие места. Это MEXIDOL (-11%) и ACTOVEGIN (-4%). Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась с 7,1% до 7,3%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд    Доля в общем объеме аптечных продаж, %   
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 XARELTO 1,2 0,9
2 2 DETRALEX 0,8 0,8
3 4 CONCOR 0,8 0,8
4 3 MEXIDOL 0,8 0,8
5 6 NUROFEN 0,7 0,7
6 5 ACTOVEGIN 0,7 0,7
7 8 CARDIOMAGNYL 0,6 0,7
8 9 PENTALGIN 0,6 0,6
9 10 KAGOCEL 0,6 0,6
10 12 MIRAMISTIN 0,5 0,5
Итого 7,3 7,1

В Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований появилось два новых участника (табл.3). Это занявшие две последние строчки DICLOFENAC (+16%) и ATORVASTATIN (+20%). Отметим, что помимо них лишь ещё одно наименование поднялось на более высокое место: с восьмой позиции на вторую переместился RIVAROXABAN (+41%). При этом на строчку вниз опустилась комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+2%), а также МНН NIMESULIDE (+7%), PANCREATIN (+9%) и ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE  (0%). Наименование  IBUPROFEN  (+4%) опустилось на две строчки вниз. Первую позицию продолжает занимать XYLOMETAZOLINE (-0,3%), а четвертую сохранил за собой BISOPROLOL (+9%). Кумулятивная доля анализируемой «десятки» увеличилась на 0,6 п.п., до 11%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование     Доля в общем объеме аптечных продаж, %  
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,7 1,8
2 8 RIVAROXABAN 1,2 0,9
3 2 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,2 1,2
4 4 BISOPROLOL 1,2 1,1
5 3 IBUPROFEN 1,1 1,1
6 5 NIMESULIDE 1,1 1
7 6 PANCREATIN 1 1
8 7 ETHYLMETHYLHYDROXYPYRIDINE 0,9 0,9
9 11 DICLOFENAC 0,8 0,7
10 14 ATORVASTATIN 0,8 0,7
Итого 11 10,4

Наиболее продаваемыми группами на рынке региона продолжают оставаться C09 Средства, действующие на ренинангиотензиновую систему (+16%) и M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+5%) (табл.4). На третье место поднялись B01 Антикоагулянты (+12%), сместив при этом на позицию вниз R01 Назальные препараты (+2%). Аналогичные перестановки произошли и ниже. При этом показавшие 25-й рост продаж группы G03 Половые гормоны и C05 Вазопротекторы переместились на строчку вверх, на пятое и седьмое места, потеснив J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-3%) и N02 Анальгетики (-6%) на один пункт вниз. Замыкают «десятку» впервые в нее вошедшие N06 Психоаналептики (+7%) и A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (- 2%). В сумме десять ведущих АТС групп аккумулировали 37% регионального рынка, тогда как годом ранее – 36,6%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код   АТС группа Доля в общем объеме аптечных
продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 C09 AGENTS ACTING ON THE RENINANGIOTENSIN SYSTEM 5,7 5
2 2 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 5,1 5
3 4 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 4 3,6
4 3 R01 NASAL PREPARATIONS 3,8 3,8
5 6 G03 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,4 3,4
6 5 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC 3,3 3,6
7 8 C05 VASOPROTECTIVES 3,1 3,1
8 7 N02 ANALGESICS 3 3,3
9 12 N06 PSYCHOANALEPTICS 2,8 2,7
10 11 A07 ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS 2,8 2,9
Итого 37 36,6

Заключение. По итогам января-июня 2019г. объем аптечного рынка ЦФО (без Москвы) достиг 94,171 млрд. руб. (1,442 млрд. долл.). Это на 4% в рублях больше и на 6% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 5% и был равен 453,805 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам первых шести месяцев 2019г. составила 3,18 долл. - это практически столько же, как и годом ранее (3,19 долл.), но меньше среднего по стране показателя (3,36 долл.). Расходы жителей региона на приобретение лекарственных препаратов в аптеках оказались ниже среднероссийских (53,87 долл. против 58,67 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 



Последние статьи