Аптечный рынок ЮФО: итоги первых трёх месяцев 2019г.

 159

Аптечный рынок ЮФО: итоги первых трёх месяцев 2019г.

Численность населения Южного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 16,455 млн. человек – это 11,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЮФО в январе-марте 2019г. составил 31470 руб. (476,02 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (43944 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам I квартала 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЮФО в натуральном выражении сократился на 9% и был равен 98,575 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+8%), отрицательную - в долларовом (-7%), и был равен 15,909 млрд. рублей (240,826 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю округа приходилось 7,9% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС практически не изменилась в сравнении с предыдущим годом (2,91 долл.) и была равна 2,92 долл. в розничных ценах. За первые три месяца 2019г. жители ЮФО потратили на приобретение лекарств в среднем 17,54 долл. 

Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО за 3 месяца 2018 – 3 месяца 2019гг.

Лидирующие позиции в Топ-10 ведущих производителей на рынке Южного федерального округа по итогам первых трех месяцев 2019г. сохранили компании BAYER (+3%), SANOFI (+5%), TEVA (-8%) и OTCPHARM (+8%) (табл.1). Ниже произошли перестановки, в результате которых четыре представителя повысили свои рейтинги. Это компании BERLIN-CHEMIE/ MENARINI (+8%), SANDOZ (+12%), ABBOTT (+10%) и GLAXOSMITHKLINE (+6%), которые поднялись на строчку вверх, на пятое, шестое, восьмое и девятое места соответственно. В то же время SERVIER (+4%) и STADA (-1%), напротив, потеряли по два пункта и опустились на седьмую и последнюю строчки соответственно. Общая доля десяти ведущих компаний сократилась с 33,8% до 32,7%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,8 5
2 2 SANOFI 3,9 4
3 3 TEVA 3,4 4
4 4 OTCPHARM 3,3 3,3
5 6 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 3,2 3,1
6 7 SANDOZ 3,1 3
7 5 SERVIER 3,1 3,2
8 9 ABBOTT 2,8 2,8
9 10 GLAXOSMITHKLINE 2,6 2,7
10 8 STADA 2,6 2,8
Итого 32,7 33,8

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов на рынке региона появилось два новых представителя: на пятую и девятую позиции поднялись XARELTO (+50%) и ESSENTIALE (+18%) (табл.2). Помимо них, более высокое место удалось занять лишь одному бренду: на первую строчку с пятой поднялся INGAVIRIN (+48%). Вторую, третью, а также седьмую позиции по-прежнему занимают NUROFEN (+19%), KAGOCEL (+20%) и MEXIDOL (+17%). Четыре бренда с более низкой динамикой: ACTOVEGIN (+7%), THERAFLU (+1%), THERAFLEX (+10%) и CONCOR (+9%), опустились на четвертое, шестое, восьмое и десятое места соответственно. Суммарная доля десяти ведущих брендов расширилась: 6,7% против 6,1% годом ранее.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 5 INGAVIRIN 0,9 0,6
2 2 NUROFEN 0,7 0,7
3 3 KAGOCEL 0,7 0,7
4 1 ACTOVEGIN 0,7 0,7
5 14 XARELTO 0,7 0,5
6 4 THERAFLU 0,6 0,7
7 7 MEXIDOL 0,6 0,6
8 6 THERAFLEX 0,6 0,6
9 12 ESSENTIALE 0,6 0,5
10 8 CONCOR 0,6 0,5
Итого 6,7 6,1

Первую строчку в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований сохранил за собой XYLOMETAZOLINE хотя объемы его продаж сократились на 3% (табл.3). Также на занятых ранее местах, втором, пятом и десятом, остались PANCREATIN (+12%), BISOPROLOL (+13%) и KAGOCEL (+20%). На один пункт улучшили свои позиции МНН IBUPROFEN (+16%) и комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+24%), которые поднялись на третью и седьмую строчки. С 11 места на шестое поднялся впервые вошедший в рейтинг IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID (+48%). Одновременно с этим наименования NIMESULIDE (+5%), ROSUVASTATIN (+17%) и BLOOD (+7%) опустились на более низкие позиции, четвертую, восьмую и девятую. Итоговая доля «десятки» была равна 9,9%, тогда как в 2018 году – 9,5%

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,7 1,9
2 2 PANCREATIN 1,1 1,1
3 4 IBUPROFEN 1,1 1
4 3 NIMESULIDE 1 1
5 5 BISOPROLOL 0,9 0,9
6 11 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID 0,9 0,6
7 8 DIOSMIN*HESPERIDIN 0,9 0,7
8 7 ROSUVASTATIN 0,8 0,8
9 6 BLOOD 0,8 0,8
10 10 KAGOCEL 0,7 0,7
Итого  9,9 9,5

Лидирующие позиции в Топ-10 ведущих АТС групп сохранила и укрепила группа M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+10%) (табл.4). На занятых в прошлом местах, восьмом и десятом, остались также G03 Половые гормоны (+4%) и L03 Иммуностимуляторы (+9%). Среди оставшихся четыре группы повысили свои позиции. На вторую и третью строчки поднялись J05 Противовирусные препараты системного действия (+36%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+19%), потеснив на один пункт вниз J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+10%). С седьмого места на шестое поднялись R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+11%), а на девятой строчке расположился единственный новый представитель B01 Антикоагулянты (+26%). Снизившие продажи R01 Назальные препараты (-1%) и N02 Анальгетики (-0,2%) опустились на пятое и седьмое места соответственно. Суммарная доля десяти ведущих АТС групп расширилась на 1,4 п.п., до 37,5%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г. 3 мес. 2019г. 3 мес. 2018г.
1 1 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 5 4,9
2 6 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 4,4 3,4
3 4 C09  AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 4,2 3,8
4 3 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 4 3,9
5 2 R01  NASAL PREPARATIONS 3,7 4
6 7 R05  COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,5 3,4
7 5 N02  ANALGESICS 3,4 3,7
8 8 G03  SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 3,3 3,4
9 14 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,2 2,7
10 10 L03  IMMUNOSTIMULANTS 2,9 2,8
Итого 37,5 36,1

Заключение. По итогам января-марта 2019г. объем аптечного рынка ЮФО составил 19,064 млрд. руб. (288,576 млн. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи увеличились на 6%, тогда как в долларах, напротив, снизились на 8%. В натуральных показателях рынок сократился на 9% и был равен 98,575 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона составила 2,92 долл. – это практически столько же, как и годом ранее (2,91 долл.), но ниже средней по стране (3,26 долл.). Средние расходы жителей ЮФО на приобретение ГЛС в аптеках по итогам  I квартала 2019г. также оказались ниже средних по стране (17,25 долл. против 24,94 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 



Последние статьи