Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга): итоги первых шести месяцев 2019г.

 170

Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга): итоги первых шести месяцев 2019г.

Численность населения Северо-Западного федерального округа (без С.- Петербурга) по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 8,588 млн. человек – это 5,9% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СЗФО (с С.-Петербургом) в январе-июне 2019г. составил 51438 руб. (787,36 долл.), что на 11% выше среднего показателя по России (46210 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам I полугодия 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в СЗФО (без Санкт- Петербурга) в натуральном выражении снизился на 6%, до 104,225 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 2% в рублевом эквиваленте, однако сократился на 8% - в долларовом. Его объем достиг 17,882 млрд. рублей (273,640 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). Доля региона составила 4,7% от российских розничных аптечных продаж. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках немного снизилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (3,29 долл.) и была равна 3,27 долл. в розничных ценах. В январе-июне 2019г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 39,71 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) за 6 месяцев 2018г. - 6 месяцев 2019г.

Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) за 6 месяцев 2018г. - 6 месяцев 2019г.

По итогам первых шести месяцев 2019г. лидирующая четверка рейтинга ведущих производителей аптечного рынка СЗФО (без учета Санкт-Петербурга) осталась неизменной (табл.1). Его первые строчки продолжают занимать BAYER (+0,1%), SANOFI (-1%), SERVIER (-6%) и TEVA (-5%). Ниже в Топ-10 произошли перестановки, в результате которых три представителя повысили свои позиции. Так, с восьмой строчки на пятую поднялась самая динамичная среди лидеров компания KRKA (+21%). При этом она сдвинула на позицию вниз трех производителей, OTCPHARM (-6%), GEDEON RICHTER (-5%) и SANDOZ (-3%). На один пункт вверх переместились GLAXOSMITHKLINE (+4%) и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+3%), которые заняли две нижние строчки. Отметим, что последний впервые вошел в состав «десятки». Суммарная ее доля сократилась с 37,6% до 36,8%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место
в рейтинге
Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 BAYER 5 5
2 2 SANOFI 4,6 4,7
3 3 SERVIER 4,1 4,4
4 4 TEVA 3,8 4
5 8 KRKA 3,6 3,1
6 5 OTCPHARM 3,6 3,9
7 6 GEDEON RICHTER 3,6 3,8
8 7 SANDOZ 3,3 3,4
9 10 GLAXOSMITHKLINE 2,7 2,7
10 11 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 2,6 2,6
Итого 36,8 37,6

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Один новый представитель появился и в рейтинге ведущих брендов: на шестую строчку с 11 поднялся ESSENTIALE (+18%) (табл. 2). Помимо него, на более высокие места переместились ещё три бренда. Один из них, XARELTO, благодаря росту продаж на 37% занял первую позицию вместо шестой. Не столь динамичные KAGOCEL (+12%) и PENTALGIN (+6) поднялись на два и один пункт соответственно, заняв при этом третью и девятую строчку. Ещё один бренд продемонстрировал позитивную динамику. Это сохранившая восьмое место LORISTA (+11%). Оставшиеся пять представителей «десятки», напротив, снизили объемы продаж и понизили свои рейтинги. Это NUROFEN (-3%), CONCOR (-6%), DETRALEX (-12%), CARDIOMAGNYL (-4%) и INGAVIRIN (-17%), опустившиеся на второе, четвертое, пятое, седьмое и последнее места соответственно. Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась на 0,2 п.п. и была равна 7,5%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге  Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, % 
6 мес. 2019г.  6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 6 XARELTO 1 0,7
2 1 NUROFEN 0,9 1
3 5 KAGOCEL 0,8 0,7
4 3 CONCOR 0,8 0,8
5 2 DETRALEX 0,8 0,9
6 11 ESSENTIALE 0,7 0,6
7 4 CARDIOMAGNYL 0,7 0,7
8 8 LORISTA 0,7 0,6
9 10 PENTALGIN 0,6 0,6
10 7 INGAVIRIN 0,6 0,7
Итого 7,5 7,3

Несмотря на многочисленные перестановки в предыдущем рейтинге, половине представителей Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований удалось сохранить свои позиции (табл.3). Неизменными остались и его лидеры: МНН XYLOMETAZOLINE (-4%) и IBUPROFEN (-1%), комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (-3%) и наименование BISOPROLOL (+3%) по-прежнему занимают первые четыре строчки. Шестое место сохранил за собой PANCREATIN (+15%). Рейтинговый прогресс продемонстрировали впервые вошедшие в Топ-10 RIVAROXABAN (+37%), ATORVASTATIN (+25%) и DICLOFENAC (+12%), которые поднялись на пятую, восьмую и десятую строчки соответственно. Одновременно с этим менее динамичные NIMESULIDE (+4%) и LOSARTAN (+8%), напротив, опустились на два пункта вниз, на седьмое и девятое места. В сумме десять ведущих МНН и группировочных наименований аккумулировали 10,7% продаж против 10,1% - годом ранее.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге  МНН/Группировочное наименование  Доля в общем объеме аптечных продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,5 1,6
2 2 IBUPROFEN 1,4 1,4
3 3 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,2 1,3
4 4 BISOPROLOL 1,2 1,1
5 14 RIVAROXABAN 1 0,7
6 6 PANCREATIN 1 0,8
7 5 NIMESULIDE 0,9 0,9
8 12 ATORVASTATIN 0,9 0,7
9 7 LOSARTAN 0,8 0,8
10 11 DICLOFENAC 0,8 0,7
Итого 10,7 10,1

Неизменной осталась четверка лидеров и в рейтинге ведущих АТС групп (табл.4). Это C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+10%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты и G03 Половые гормоны (по +2% у обеих), а также R01 Назальные препараты (-0,1%). На пятое и шестое места поднялись группы B01 Антикоагулянты (+8%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-2%), на девятую с десятой переместились J05 Противовирусные препараты системного назначения (+3%). Показавшие выраженную отрицательную динамику группы R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-8%), N02 Анальгетики (-5%) и C05 Вазопротекторы (-3%) опустились на более низкие позиции, седьмую, восьмую и последнюю. На десять ведущих АТС групп приходилось 38,3% рынка, тогда как годом ранее – 38,5%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код   АТС группа Доля в общем объеме аптечных
продаж, %
6 мес. 2019г. 6 мес. 2018г. 6 мес. 2019г.  6 мес. 2018г. 
1 1 C09 AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM 5,8 5,3
2 2 M01 ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 5,1 5,1
3 3 G03 SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM 4 4
4 4 R01 NASAL PREPARATIONS 3,6 3,7
5 8 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,5 3,3
6 7 J01 ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC 3,4 3,5
7 5 R05 COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,3 3,7
8 6 N02 ANALGESICS 3,3 3,6
9 10 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,2 3,2
10 9 C05 VASOPROTECTIVES 3,1 3,2
Итого 38,3 38,5

Заключение. По итогам I полугодия 2019г. объем аптечного рынка СЗФО (без Санкт-Петербурга) достиг 22,282 млрд. руб. (340,997 млн. долл.). Это на 3% в рублях больше и на 7% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 6% и был равен 104,225 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам января-июня 2019 года составила 3,27 долл. – это чуть ниже показателя 2018г. (3,29 долл.) и среднего по стране (3,36 долл.). Расходы жителей округа на приобретение ГЛС в аптеках также оказались ниже средних по России (39,71 долл. против 58,67 долл.).


Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум 



Последние статьи