Программа ВЗН 1-2 кв.2019г.

 223

Программа ВЗН 1-2 кв.2019г.

В первом полугодии 2019 г. продолжились закупки по расширенному перечню нозологий (в программу ВЗН были включены 8 новых МНН для лечения трех заболеваний: гемолитико-уремического синдрома, мукополисахаридоза I, II и VI типов а также юношеского артрита с системным началом). Включение новых препаратов и невысокий уровень закупок в 1-2 кв. 2018 г., привели к росту показателей 1-2 кв. 2019 г. Так, по итогам первого полугодия 2019 г. закупки по программе ВЗН по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в натуральном выражении (упаковках) увеличились на 12,3% (рис. 1), в национальной валюте на 56,8%, в долларовом эквиваленте – на 46,9%. Объем закупок составил 79427,8 млн. руб., или 1220,78 млн. долл.

Рисунок 1. Динамика закупок по программе ВЗН в 1-2 кв. 2019г. к 1- 2 кв. 2018г.

Рисунок 1. Динамика закупок по программе ВЗН в 1-2 кв. 2019г. к 1- 2 кв. 2018г.

По отношению к аналогичному периоду предыдущего года, наибольший прирост объема закупок в рублях (среди сравнимых «старых» групп нозологий) был продемонстрирован в группах средств для лечения гемофилии (44%), онкогематологических препаратов (37%) и средств для лечения рассеянного склероза (27%). Пропорционально стоимостным показателям увеличивались также и натуральные объемы продаж этих групп. В общей структуре закупок доля «новых» групп нозологий составила 7,8% (по итогам 1 кв. – 18%), что привело к снижению долей «традиционных» групп. Лидером рейтинга закупок осталась группа препаратов для лечения гемофилии, на второе место переместились онкогематологические препараты сместив на третье место средства для лечения рассеянного склероза.

Таблица 1. Структура поставок по программе ВЗН

Нозологии    МНН  Доля в общем объеме поставок по ВЗН (руб.), %  
1-2Q 2019 1-2Q 2018
Гемофилия 15,1 16,5

FACTOR VON WIL-LEBRAND*FACTOR VIII 3,1 3,4
FACTOR VIII 3,1 3,2
FACTOR VIII INHIBITOR BY-PASSING FRACTION 2,7 1,8
OCTOCOG ALFA 1,8 1,9
MOROCTOCOG ALFA 1,6 2,9
EPTACOG ALFA (ACTIVATED) 1,5 1,9
FACTOR IX 1,2 1,2
NONACOG ALFA 0,2 0,2
Онкогематология 12,6 14,4

LENALIDOMIDE 8,7 7,5
RITUXIMAB 2,8 4,6
BORTEZOMIB 0,7 1,2
IMATINIB 0,2 0,7
FLUDARABINE 0,2 0,3
Рассеянный склероз 10,3 12,7

NATALIZUMAB 2,8 3,1
INTERFERON BETA-1A 2,7 5,5
INTERFERON BETA-1B 2,1 2
TERIFLUNOMIDE 1,1 0,9
GLATIRAMER ACETATE 1 1,2
PEGINTERFERON BETA-1A 0,6 0
Мукополисахаридоз I, II и VI типов 4,1

IDURSULFASE 2,2
GALSULFASE 1,2
LARONIDASE 0,7
Гемолитико-уремический синдром 2,4

ECULIZUMAB 2,4
Транспланталогия 2 2,9

TACROLIMUS 1,3 1,6
MYCOPHENOLIC ACID 0,5 1,2
CICLOSPORIN 0,1 0,1
MYCOPHENOLATE MOFETIL 0 0,1
Юношеский артрит с системным началом 1,3

CANAKINUMAB 0,8
TOCILIZUMAB 0,5
ETANERCEPT 0
ADALIMUMAB 0
Болезнь Гоше 1,3 2

IMIGLUCERASE 1 1,5
VELAGLUCERASE ALFA 0,3 0,5
Муковисцидоз 0,8 1,2

DORNASE ALFA 0,8 1,2
Гипофизарный нанизм 0,2 0,3

SOMATROPIN 0,2 0,3

По итогам 6 месяцев 2019 г., первое место по объему закупок в стоимостном выражении в рейтинге торговых наименований сохранил оригинальный препарат Ревлимид (МНН Lenalidomide) Celgene (прирост 81% в денежном выражении), на второе место в рейтинге поднялся локализованный препарат для лечения рассеянного склероза Тизабри (МНН Natalizumab) компании JOHNSON & JOHNSON (+42%), на третье с 8-го, благодаря приросту закупок на 128%, переместился локализованный препарат Фейба (МНН FACTOR VIII INHIBITOR BYPASSING FRACTION) компании Shire. Впервые закупаемый препарат для лечения мукополисахараидоза Элапраза (МНН Idursulfase) занял четвертое место рейтинга. Закупки Ацеллбии (МНН Rituximab) «Биокад» сократились на 3,5%, что привело к перемещению со 2-го на пятое место в рейтинге.

Таблица 2. Десять ведущих торговых наименований по объему закупок по программе ВЗН

Место в рейтинге   Торговое наименование    Доля в общем объеме поставок по ВЗН, %   
1-2Q 2019
1-2Q 2018
1-2Q 2019 1-2Q 2018
1 1 REVLIMIDE 8,7 7,5
2 3 TYSABRI 2,8 3,1
3 8 FEIBA 2,7 1,8
4
ELAPRASE 2,1
5 2 ACELLBIA 1,9 3,2
6 6 ADVATE 1,8 1,9
7 11 OCTANATE 1,7 1,7
8 4 OCTOFACTOR 1,6 2,9
9 13 INFIBETA 1,5 1,4
10 9 COAGIL-VII 1,3 1,8
Итого 26,1 27,7

Рейтинг компаний производителей возглавила компания Shire, чьи продажи увеличились на 113% (табл. 3), в том числе благодаря включению в программу ВЗН препарата Элапраза. На второе место переместилась компания Celgene чьи продажи увеличились, по сравнению с первым полугодием 2018 г. на 81%. Компании «Генериум» (+64%), «Биокад» (+53%) и Octapharma(+66%) сохранили свои места в рейтинге производителей. Благодаря появлению в списке новых нозологий и новых лекарственных средств, в десятку ведущих производителей вошли компании Rohe (Актемра МНН Tocilizumab для лечения юношеского артрита с системным началом) и Catalent Pack.Ltd (Наглазим МНН Galsulfase для лечения мукополисахаридоза)

В целом, в составе первой десятки торговых наименований (табл. 2) препараты зарубежных компаний превалировали. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года доля Топ-10 торговых наименований несколько уменьшилась, а доля Топ-10 компаний-производителей немного увеличилась (табл. 2 и 3).

Таблица 3. Десять ведущих производителей по объему закупок по программе ВЗН

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме поставок по ВЗН, %
1-2Q 2019
1-2Q 2019
1-2Q 2019 1-2Q 2018
1 2 SHIRE* 8,8 6,5
2 1 CELGENE 8,7 7,5
3 3 GENERIUM ZAO RF 6,5 6,2
4 4 BIOCAD RF 4,5 4,6
5 5 OCTAPHARMA 3,5 3,3
6 6 JOHNSON & JOHNSON* 2,9 3,2
7 11 CSL BEHRING GMBH 1,6 1,8
8 13 ROCHE* 1,6 1,5
9 26 CATALENT PACK.LTD 1,2 0
10 16 ASTELLAS PHARMA* 1,1 1,2
Итого 40,5 39,2

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Заключение. В первом полугодии 2019 г. впервые были проведены закупки добавленных в программу ВЗН препаратов (8 МНН). Это привело к существенному росту показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (наряду с низким уровнем закупок в 1-2 кв. 2018 г). Добавление новых МНН привело и к изменениям структуры закупок. Так, в стоимостном выражении доля препаратов отечественного производства и доля локализованной продукции (завершающие стадии производства) уменьшилась, соответственно с 28% до 27% и с 58% до 50%. Доля импортируемых лекарств выросла с 13% до 23%.


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и ГК Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA




Последние статьи