Новость подробно

Год отложенных решений

 1955

Год отложенных решений

Журнал "Российские аптеки" №12, 2018

2018 год прошел под знаком грядущих перемен для аптечного бизнеса. Отраслевые СМИ и профессиональное сообщество обсуждали сразу несколько инициатив, реализация которых должна резко изменить сложившиеся правила игры и привести к глобальным сдвигам в отрасли. Однако почти все далекоидущие проекты так и остались проектами, а  некоторые из них и вовсе канули в Лету, к огромному облегчению многих игроков  аптечного рынка.

Маркировка ЛС

Эксперимент по внедрению системы мониторинга движения ЛС стартовал в России в январе 2017 года. Первоначально планировалось, что 2018 год будет посвящен поэтапному введению  маркировки для различных групп препаратов, однако вскоре стало понятно, что в обозначенные сроки проект не укладывается. Сначала российские производители заявили о том, что не смогут быстро найти средства на закупку дорогого маркировочного оборудования для своих производственных линий. Проблему удалось решить льготными займами и продлением «экспериментальной» стадии внедрения маркировки до конца 2019 года. Затем ситуация усложнилась еще больше: по требованию ФСБ в проект был добавлен пункт об оснащении ЛС криптографической маркировкой в дополнение к уже имеющимся меткам, причем генерирование каждого криптокода должны будут оплачивать производители ЛС. Безусловно, это не обрадовало участников фармобращения, однако их призывы отказаться от затратного новшества пока остаются неуслышанными. Тем не менее торг вокруг отдельных деталей будущей системы продолжается. Таким образом, окончательного понимания того, как конкретно будет работать маркировка ЛС, к концу второго года эксперимента нет ни у участников рынка, ни у регуляторов.

Цель системы маркировки –  повышение прозрачности рынка, сокращение возможностей для незаконного оборота ЛС, в особенности незаконных манипуляций с дорогостоящими препаратами, закупаемыми за счет государства. Для аптек это будет означать дополнительную степень контроля – как за качеством и происхождением ЛС, поступающих в продажу, так и  за соблюдением правил их отпуска.

В гастроном  за лекарствами

В самом конце 2017 года Министерство промышленности и торговли вынесло на общественное обсуждение проект закона, легализующего торговлю целым рядом безрецептурных ЛС в обычных магазинах продуктовой сети. Руководство ведомства предпринимало неоднократные попытки провести аналогичные законопроекты начиная с 2009 года, и вопрос о том, удастся ли ему на сей раз продавить подобное расширение ассортимента супермаркетов (ценой чему стало бы резкое падение посещаемости и выручки аптек), оказался главной интригой весны. На протяжении нескольких месяцев законопроект Минпромторга был самой читаемой публикацией положительных отзывов. Однако авторов законодательной инициативы это не остановило. Причиной неудачи законопроекта стали проблемы логического характера, а именно вопрос о том, как будет лицензироваться оборот ЛС в магазинах. Первоначально разработчики предполагали наличие у них некоей особой лицензии на торговлю безрецептурными препаратами, не учтя, впрочем, что в России такого документа не существует, а лицензия на розничную фармацевтическую деятельность предполагает целый ряд обременительных условий, выполнить которые неспециализированные организации не в состоянии. Столкнувшись с этой вполне очевидной проблемой, инициаторы законопроекта предложили вообще отказаться от лицензирования торговли ЛС в магазинах. К счастью, оба предложения не встретили понимания в правительстве.

Вопрос о продаже ЛС в продуктовых магазинах был снят с контроля правительства Татьяной Голиковой, сменившей Игоря Шувалова на посту вице-премьера в мае текущего года.

Таблетки из Сети

Закон о дистанционной торговле лекарственными средствами – еще один документ, принятие которого ожидалось в уходящем году. Первое чтение законопроект № 285949–7 прошел в самом конце 2017 года. Им предусмотрены включение дистанционной торговли безрецептурными ЛС в понятие фармацевтической деятельности, право на занятие которой имеют аптеки и ветеринарные аптеки, а также запрет на дистанционную торговлю рецептурными ЛС с введением дополнительной меры противодействия этому нарушению – блокировки сайтов, осуществляющих такую торговлю, Роскомнадзором. А дальше – затянувшаяся пауза, время от времени прерываемая призывами Ассоциации компаний интернет-­торговли (АКИТ) вернуться к работе над важной законодательной инициативой. 17 декабря 2018 года председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов заявил, что дальнейшее рассмотрение законопроекта переносится на следующий год.

«Нам необходимо отточить формулировки, чтобы исключить возможные негативные последствия правоприменения и вернуться к обсуждению данного вопроса в январе 2019 года перед рассмотрением законопроекта во втором чтении». Дмитрий Морозов, председатель комитета  по охране здоровья Госдумы РФ.

«Тайный покупатель» из Росздравнадзора

А вот судьба еще одного важного для аптек документа оказалась более определенной. В начале декабря Государственной думой был принят законопроект № 337563-7, наделяющий Росздравнадзор правом проведения контрольной закупки. Впрочем, и в этом случае между первым и вторым чтениями прошло около года. Документом предусмотрено самостоятельное (с извещением органов прокуратуры) проведение Росздравнадзором контрольных закупок в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного контроля над обращением медицинских изделий и государственного контроля в сфере обращения лекарственных средств.

Глава Росздравнадзора Михаил Мурашко неоднократно перечислял основные направления, по которым будут применяться контрольные закупки. Это прежде всего нелицензированные медицинские услуги, оборот незарегистрированных медицинских изделий и нарушения правил отпуска ЛС, в том числе рецептурных.

И снова лекарственное  страхование

Наконец, к концу 2018 года глава Минздрава РФ Вероника Скворцова снова вернулась к теме внедрения в России лекарственного страхования, то есть частичной или полной компенсации государством затрат граждан на ЛС. Правда, речь опять же идет о достаточно отдаленной перспективе – по словам министра, полноценный запуск подобной системы должен состояться до 2025 года, в некоторых регионах, возможно, на пару лет раньше. Для этого государству предварительно потребуется создать единый регистр пациентов, единый перечень препаратов для льготополучателей, разработать однотипные системы управления лекарственным обеспечением в регионах, ввести референтные цены на ЛП и обеспечить полноценное функционирование электронных рецептов.

Понятно, что аптечные организации окажутся одним из объектов наиболее пристального внимания закупщиков из надзорного ведомства. В отрасли это хорошо понимают и готовятся к жизни по новым правилам. Например, купить те же антибиотики без рецепта в последние месяцы в Москве стало намного сложнее.

Пока не понятно, какие группы препаратов будут подлежать компенсации и кто сможет их получить. Однако ясно, что любые усилия государства, направленные на повышение обоснованного потребления ЛС населением (а суть лекарственного страхования именно в этом), будут способствовать росту прибыли аптек, участвующих в системе льготного лекарственного обеспечения. Остается надеяться, что новый подход, о необходимости которой много говорится с начала 10-х годов, все-таки заработает в полную силу. Это выгодно всем: и пациентам, и аптекам, и – в конечном счете – государству.

Алексей Водовозов




Участвуйте в конкурсах для фармацевтов и провизоров журнала Российские аптеки и получайте призы. Вступайте в Клуб РА - привилегированный клуб профессионалов аптечного дела и виртуальная площадка, на которой вы можете принимать участие в интерактивных программах, получать бонусные баллы и ценные призы.

Последние статьи