Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Опрос для врачей

  1. Пользуетесь ли вы интернетом на работе?

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Facebook

Вакансии фармкомпанийВакансии

Все вакансии




Реклама


Главная / Фармацевтам

03.03.2017

И один в поле воин


Маленькая  одиночная аптека и небольшой коллектив, кризис и низкие цены на ЛС. Но  при этом все довольны. Такое бывает? Да! В Санкт-Петербурге на улице Бестужевской, 27.

Когда процесс слияния в фармотрасли превращает не просто одиночные аптеки в сети, а сами сети в конгломераты, успешное существование «единичек» кажется чем-то нереальным. Судя по данным RNC pharma, структура фармрынка уже в 2015 году представляла собой однозначное превалирование сетей (на долю коммерческих приходится 69,3% государственных – 11,4%).  И только 19,3% – единичные аптеки. Казалось бы, к объединению стремятся все, пусть даже союз для начала будет состоять лишь из 3–4 участников. Так неужели быть самостоятельным, но при этом рентабельным заведением в единственном числе невозможно? Реальный опыт свидетельствует об обратном.
 
Все началось в 2000-м…

«Фарм-С» была образована в августе, а уже в октябре туда пришла Ирина Алексеевна Прейс, которая через несколько месяцев стала заведующей и по сей день руководит этой небольшой аптекой. Практически не изменился и коллектив. А 16 лет успешной и стабильной деятельности говорит о многом. Поначалу управлять было сложно – не было ни административного опыта, ни тотальной компьютеризации. Зато это помогло интуитивно, не опираясь на программы, формировать ассортимент, делать заказы, и поэтому сейчас организация закупок не отнимает много сил и времени – все налажено, отношения с поставщиками установлены, доверие покупателя завоевано.

Доказательство от обратного

Не можешь победить врага – стань его другом, не можешь избежать минусов одиночного существования – обрати их в плюсы. Очевидные трудности, с которыми сталкиваются «единички», –  маленькая площадь помещения, расчет только на свои силы – нельзя «перекинуть» работника, когда кто-то в отпуске, перераспределить товар по другим точкам, если он не продается. В «Фарм-С» это стало преимуществом.

Площадь помещения вместе с подсобками составляет менее 100 м2, что не позволяет затоваривать аптеку. Поэтому здесь предпочитают делать частые заказы. Дефицитные позиции доставляют на следующий день – клиенты довольны, и нет необходимости выставлять нераскупленный товар по бросовой цене.
 
Аптека расположена так, что не каждый о ней знает. Соответственно, очередей почти никогда не бывает, и у фармацевтов достаточно времени, чтобы ответить на все вопросы покупателей и оставить у них только приятные впечатления от посещения аптеки. Поэтому большинство посетителей снова возвращаются именно сюда.

Конкурент по иронии судьбы находится в «проходном» месте, но его выручка гораздо ниже. Договоры с определенными поставщиками и принадлежность к сети не дает возможности пополнять ассортимент многими позициями. Аптека ограничена в закупках, и за необходимыми ЛС люди идут в «Фарм-С», тем более что цены там привлекательнее. К тому же конкуренты не работают в кредит и должны сначала оплатить заказ, так что у них нет возможности «раскинуть» ассортимент.

По любви и по расчету

Рентабельность обеспечивает грамотная организация всего процесса работы: начиная от отношений с поставщиками и заканчивая взаимодействием с клиентами.

Для пенсионеров в аптеке действует 5%-ная скидка. Такая же положена и постоянным покупателям – обладателям дисконтного пластика, к тому же она распространяется не только на медикаменты, но и на парафармацевтику.
 
Недавно в «Фарм-С» начали принимать банковские карты. Раньше не хотелось устанавливать новое оборудование, но стало понятно, что клиенты попросту уходят, не имея возможности расплатиться безналичными деньгами.

Взаимодействие с онлайн-ресурсом АПТЕКА.РУ тоже пришлось кстати. В день в «Фарм-С» выдают  5–6 интернет-заказов. И несмотря на то что наценка на товары ниже аптечной – около 15% – такая услуга все равно выгодна. Посетители приходят, видят широкий ассортимент, низкие цены, приятный персонал, покупают что-то еще и потом возвращаются.

Доступные цены держатся за счет небольшой наценки и хороших отношений с поставщиками, которых подкупает своевременная оплата, дробные заказы и взаимовыручка. А парафармацевтика при грамотном консультировании компенсирует низкие цены на основные ЛС.

В закупках заведующая аптеки ориентируется на пожелания посетителей. Разумеется, всегда держит и дежурные позиции. Но основное ее правило – «лучше дробные и частые заказы, чем затоваривание». К тому же это позволяет растягивать платежи.

Отсутствие сетевых обязательств дает возможность гибче сотрудничать с поставщиками и закупать те позиции, которые сетевые аптеки не приобретают.

Недалеко находятся ведомственная больница, женская консультация и детская поликлиника. Это во многом определяет спрос и ассортимент. Часто покупают мыло, зубные пасты, гигиеническую продукцию. Спрашивают и неходовые препараты, назначаемые врачами этих учреждений.

Штрихи кризиса

Что до сложной экономической ситуации, то, конечно, она ощущается. Фармкомпании стали проводить меньше обучающих мероприятий для первостольников, поэтому восполнять пробелы приходится самостоятельно. Из-за более низких цен покупатели все чаще просят только отечественные препараты. Хотя есть и такие, кто при любом раскладе «идет» за производителем и покупает только привычные средства вне зависимости от их стоимости.  Падает и доля спонтанных покупок. Приобретать стараются только самое необходимое. Впрок берут лишь перед началом дачного сезона. А потом наступает неприятное затишье, когда основная доля покупателей (особенно пенсионеры) уезжают из города. Снижается средний чек и когда «выпадает» какое-то звено из устоявшегося порядка. К примеру, недавно на ремонт была закрыта ближайшая детская поликлиника. Это сказалось на количестве посетителей.

Но несмотря на присущие сложности, сотрудницы аптеки каждый день с удовольствием идут на работу. А после, бывает, и на общие праздники. В день нашей фотосъемки, к примеру, у заместителя заведующей был юбилей, и на вечер дамы запланировали мероприятие.

Человеческие отношения как внутри коллектива, так и с клиентами, четкая и грамотная политика руководства позволяют единичной аптеке с гордостью держаться на плаву и быть успешнее своих конкурентов.

Мария Воронина

Источник: Российские аптеки, № 13-14, 2016



  


Последние статьи

Чего хотят ваши покупатели?

Чего хотят ваши покупатели?

В конкурентной борьбе всегда выигрывает тот, чьи предложения в наибольшей степени соответствуют потребительским запросам. Но хорошо ли мы представляем, чего ждут от нас наши клиенты?

08.06.2018
Риски фармацевтической деятельности и профессиональная ответственность фармацевтического персонала

Риски фармацевтической деятельности и профессиональная ответственность фармацевтического персонала

В статье рассматриваются риски, возникающие при осуществлении основных процессов аптечной деятельности (при заказе, приемке, хранении и реализации товаров аптечного ассортимента) в связи с нед...
14.05.2018
Смена экспозиции

Смена экспозиции

Весна – это время обновления. Не только для природы, но и для аптеки. Оглядитесь вокруг: какие изменения нужны вашему торговому залу?

04.05.2018

Мероприятия

     2018
След. год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1


Подписка


Реклама


Мы в Twitter

Для смартфона

Читайте новости и статьи в своем смартфоне или планшете.