Новости медицины портала Remedium.ru - самая актуальная информация о рынке лекарств и медицинского обеспечения

Опрос для врачей

  1. Пользуетесь ли вы интернетом на работе?

Вход на сайт

Авторизоваться
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Facebook

Вакансии фармкомпанийФармрынок

Реклама




Главная / Фармацевтам

20.08.2018

Опыт внедрения дисциплины «фармацевтическое консультирование» в процесс обучения будущих работников аптечных организаций


Журнал "Ремедиум" №4 2018

DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2018-4-14-17

М.С. Соболева, к.б.н., Дальневосточный государственный медицинский университет Минздрава России, Хабаровск

В Дальневосточном государственном медицинском университете в 2015 г. в процесс обучения студентов специальности «Фармация» была введена дисциплина «Фармацевтическое консультирование». Занятия проводились в Центре симуляционного обучения и аккредитации. Целесообразность и результативность нововведения оценивалась на основе опроса обучающихся после прохождения ими промежуточной аттестации (зачет). Данные анкетирования продемонстрировали интерес студентов к дисциплине, потребность в ее изучении, поскольку одних теоретических знаний, полученных ими на занятиях по дисциплинам «Фармакология» и «Клиническая фармакология», не всегда достаточно для будущей работы в аптеке. Основные трудности у выпускников связаны с опросом пациентов, консультированием по симптомам заболеваний, а также с необходимостью упрощения медицинских терминов для посетителей. Ключевыми терапевтическими группами, рассматриваемыми в рамках дисциплины «Фармацевтическое консультирование», должны быть противовирусные и противокашлевые средства, препараты при патологии желудочно-кишечного тракта, а также нестероидные противовоспалительные средства. В тематический план занятий также необходимо включать консультирование по применению антибиотиков и сердечно-сосудистых препаратов.

M.S. Soboleva, PhD in biology, Far-Eastern State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Khabarovsk

The discipline "Pharmaceutical Advice" was introduced into the training process of students in speciality Pharmacy in the Far-Eastern State Medical University in 2015. The classes were held at the Center for Simulation Training and Accreditation. Feasibility and effectiveness of the innovation was assessed on the basis of a survey of students after they had passed an intermediate attestation (pass/fail exam). The questionnaire data showed the interest of students in the discipline, the need for such knowledge, as the theoretical knowledge they received studying the disciplines "Pharmacology" and "Clinical Pharmacology" doesn’t always suffice alone to work in the pharmacy in the future. In most cases, the graduates have difficulties interviewing patients, advising on the symptoms of diseases, and simplifying medical terms for shoppers. The key therapeutic groups to be studied within the discipline "Pharmaceutical advice" should be antiviral and antitussive drugs, gastrointestinal tract drugs, and the non-steroidal anti-inflammatory drugs. The thematic plan of the training should also include advising on the use of antibiotics and cardiovascular drugs.

Введение

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 647н «Об утверждении правил Надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» определены основные функции фармацевтических работников, в их числе: продажа товаров аптечного ассортимента надлежащего качества; предоставление достоверной информации о товарах аптечного ассортимента, их стоимости, фармацевтическое консультирование; информирование о рациональном применении лекарственных препаратов в целях ответственного самолечения. Таким образом, со дня вступления приказа в силу (с 1 марта 2017 г.) профессиональный навык квалифицированного фармацевтического консультирования стал одним из основных для работников аптечных учреждений [1–3]. Обязательные составляющие данной функции прописаны в нормативном акте: это предоставление информации о правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях, наличии товаров, в том числе лекарственных препаратов нижнего ценового сегмента [4–7]. Использование симуляционных технологий и учебных аптек позволяет максимально приблизить подготовку будущих специалистов к выполнению различных задач в ходе преддипломной практики, способствует успешному прохождению первичной аккредитации и подготовке к предстоящей работе с пациентами в аптечных учреждениях [8–10]. С 2015 г. на базе Центра симуляционного обучения и аккредитации ДВГМУ проводились занятия по дисциплине «Фармацевтическое консультирование» (16 лекционных часов и 32 аудиторных часа в IX семестре). Эта дисциплина являлась предметом по выбору для студентов выпускного курса факультета фармации и биомедицины. Целью данного исследования было оценить целесообразность изучения дисциплины «Фармацевтическое консультирование», а также обосновать методические подходы к ее преподаванию в высшем учебном заведении. 

Среднестатистический портрет респондента (n = 125)

Материалы и методы

По прошествии двух лет был проведен социологический опрос 125 выпускников факультета фармации и биомедицины, а также медико-фармацевтического колледжа на базе ДВГМУ по специально разработанной анкете. Обработка первичного материала проводилась с использованием программы Microsoft Office Excel 2015, статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета SPSS 22 (русскоязычная версия). Средние значения представлены в виде: среднее ± стандартная ошибка. При проведении статистического анализа было применено кодирование ответов, использованы одновыборочный критерий Колмогорова – Смирнова (принадлежность результатов к нормальному распределению) и коэффициент корреляции Спирмана, критерий Краскела – Уоллиса (для четырех независимых выборок). Нулевая гипотеза об отсутствии корреляции ответов респондентов с критерием «форма обучения» отклонялась при 2-сторонней значимости <0,05. Нулевая гипотеза о равенстве медиан нескольких выборок отклонялась при асимптотической значимости <0,05.





Ключевые слова: фармацевтическое консультирование, дисциплина, выпускники, симуляционные технологии, обучение, pharmaceutical advice, discipline, graduates, simulation technologies, training

  


Последние статьи

Опыт внедрения дисциплины «фармацевтическое консультирование» в процесс обучения будущих работников аптечных организаций

Опыт внедрения дисциплины «фармацевтическое консультирование» в процесс обучения будущих работников аптечных организаций

В Дальневосточном государственном медицинском университете в 2015 г. в процесс обучения студентов специальности «Фармация» была введена дисциплина «Фармацевтическое консультирование». Занятия проводились...

20.08.2018
Отпуск: особые случаи

Отпуск: особые случаи

При оформлении отпусков заведующие аптеками регулярно сталкиваются с проблемами и нестандартными ситуациями. Кто-то из подчиненных хочет поменять время отдыха, кто-то вообще не желает прекращать работу,...
31.07.2018
Нуждаются в защите

Нуждаются в защите

С необходимостью хранения и обработки персональных данных сотрудников сталкиваются практически все организации, аптеки – не исключение. Рассмотрим, как должна быть организована работа с этой информацией...

29.06.2018

Мероприятия

     2018
След. год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30


Подписка


Реклама


Мы в Twitter

Фармацевтам