Аптечный рынок CФО: итоги 2019г.

 349

Аптечный рынок ДФО: итоги 2019г.

Численность населения Дальневосточного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 8,189 млн. человек – это 5,6% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ДФО по итогам 2019г. составил 56069 руб. (866,06 долл.), что на 18% выше среднего показателя по России (47468 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ДФО в натуральном выражении увеличился на 3%, до 264,739 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка расширился на 14% в рублевом эквиваленте и на 10% - в долларовом, и был равен 42,103 млрд. рублей (650,224 млн. долл.) в оптовых ценах (рис. 1). Доля округа составила 5,7% от общероссийских продаж в розничных ценах. Средняя стоимость упаковки увеличилась в сравнении с предшествующим годом и составила 3,20 долл. (против 3,03 долл.). По итогам 2019г. жители ДФО потратили на приобретение лекарств в аптеках в среднем 103,40 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ДФО в 2018 – 2019гг. 

Аптечный рынок ДФО: итоги 2019г. 

Лидером рейтинга ведущих производителей на розничном рынке ДФО по итогам 2019г. продолжает оставаться BAYER (+9%) (табл. 1). Второй стала компания KRKA (+34%), которой благодаря росту продаж на четверть удалось подняться на эту позицию с восьмой. Более высокие места заняли также TEVA (+15%) и впервые вошедшая в Топ-10 TAKEDA (+12%), расположившиеся на четвертой и десятой строчках соответственно. Из-за отставания динамики четыре производителя, SANOFI (+4%), GEDEON RICHTER (+6%), SERVIER (+7%) и OTCPHARM (+9%), понизили свои рейтинги, опустившись на третью, пятую, шестую и восьмую позиции. Седьмую и девятую строчки сохранили за собой SANDOZ (+12%) и GLAXOSMITHKLINE (+20%). Суммарная доля Топ-10 снизилась с 34,0% до 33,4%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 BAYER 4,5 4,6
2 8 KRKA 3,5 3,2
3 2 SANOFI 3,5 3,8
4 5 TEVA 
3,4 3,4
5 3 GEDEON RICHTER  
3,4 3,6
6 4 SERVIER  3,3 3,5
7 7 SANDOZ
3,2 3,2
8 6 OTCPHARM
3,1 3,3
9 9 GLAXOSMITHKLINE
3,0 2,8
10 12 TAKEDA 2,5 2,6
Итого 33,4 34,0

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов занятое ранее место сохранил лишь его лидер NUROFEN (+11%) (табл. 2). Ниже произошли перестановки, в результате которых семь представителей «десятки» повысили свои рейтинговые позиции. Так, на места со второго по пятое включительно поднялись бренды KAGOCEL и INGAVIRIN (по +19% у обоих), XARELTO (+28%) и LORISTA (+21%). С последней строчки на седьмую переместился THERAFLU (+28%), с девятой на восьмую - MIRAMISTIN (+18%) и с 11 на десятую - DETRALEX (+14%). Два бренда с невысокой динамикой, CARDIOMAGNYL (+7%) и CONCOR (+4%), опустились на шестое и девятое места. Итоговая доля Топ-10 расширилась с 7,1% до 7,3%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж 

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 NUROFEN     0,9 0,9
2 3 KAGOCEL 
0,8 0,8
3 4 INGAVIRIN  0,8 0,7
4 7 XARELTO  0,7 0,7
5 6 LORISTA
0,7 0,7
6 2 CARDIOMAGNYL
0,7 0,8
7 10 THERAFLU 0,7 0,6
8 9 MIRAMISTIN   0,7 0,7
9 5 CONCOR  0,7 0,7
10 11 DETRALEX
0,6 0,6
Итого 7,3 7,1

Распределение мест между участниками в верхней части рейтинга ведущих МНН и группировочных наименований осталось прежним: первые четыре строчки продолжают занимать XYLOMETAZOLINE (+15%), IBUPROFEN (+6%), BISOPROLOL и PANCREATIN (по +13%) (табл.3). Ниже в нём произошли две перестановки. На пятое место с шестого поднялся NIMESULIDE (+15%), сместив с этой позиции на один пункт вниз менее динамичную комбинацию DIOSMIN*HESPERIDIN (+13%). На более низкую строчку из-за отставания динамики опустилась и комбинация ACETYLSALICYLIC ACID* MAGNESIUM (+9%). Наименования KAGOCEL, SILDENAFIL и IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID показали не только одинаковый рост продаж (+19%), но и одновременно повысили свои позиции на один пункт, заняв места с седьмого по девятое включительно. Кумулятивная доля Топ-10 не изменилась и была равна 9,9%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,8 1,8
2 2 IBUPROFEN         1,3 1,4
3 4 BISOPROLOL
1,0 1,0
4 5 PANCREATIN         0,9 0,9
5 3 NIMESULIDE
0,9 0,9
6 8 DIOSMIN*HESPERIDIN
0,9 0,9
7 6 KAGOCEL LOSARTAN    0,8 0,8
8 7 SILDENAFIL ROSUVASTATIN  0,8 0,7
9 9 IMIDAZOLYL ETHANAMIDE PENTANDIOIC ACID
0,8 0,7
10 11 ACETYLSALICYLIC ACID*MAGNESIUM
0,7 0,8
Итого 9,9 9,9

Наиболее продаваемыми группами на рынке региона продолжают оставаться M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+11%) и C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+27%) (табл. 4). Ниже занятое ранее место в «десятке» сохранили лишь B01 Антикоагулянты (+21%). Показавшие невысокую динамику G03 Половые гормоны (+3%) опустились на пятую строчку, пропустив вперед R01 Назальные препараты (+15%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+16%). На шестое место с восьмого поднялись J05 Противовирусные препараты системного действия (+23%), подвинув на позицию вниз N02 Анальгетики (+11%) и R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+13%). Последнюю строчку в рейтинге занял единственный новый его представитель A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (+13%). Итоговая доля анализируемого рейтинга увеличилась на 0,5 п.п. и достигла 37,3%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 M01  ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS 4,8 4,9
2 2 C09 
AGENTS ACTING ON THE RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM
4,8 4,3
3 4 R01 NASAL PREPARATIONS  4,1 4,0
4 5 J01
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 
3,7 3,6
5 3 G03
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM
3,7 4,1
6 8 J05   ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE       3,6 3,3
7 6 N02
ANALGESICS
3,3 3,4
8 7 R05 COUGH AND COLD PREPARATIONS 3,3 3,4
9 9 B01
ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,1 2,9
10 11 A07 ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./ANTIINFECT. AGENTS
2,8 2,8
Итого 37,3 36,8

ЗаключениеПо итогам 2019г. объем розничного рынка Дальневосточного федерального округа достиг 54,826 млрд. руб. (846,743 млн. долл.). Это на 13% в рублях и на 9% в долларах больше, чем в 2018г. В натуральных показателях рынок также продемонстрировал позитивную динамику (+3%) и был равен 264,739 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки препарата в аптеках ДФО в 2019 году составила 3,20 долл. (годом ранее – 3,03 долл.), что ниже среднего по стране показателя (3,47 долл.). Однако средние расходы жителей округа на приобретение лекарств в аптеках оказались выше среднероссийских (103,40 долл. против 100,62 долл.).


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.



Последние статьи