
Численность населения Северо-Западного федерального округа (без С.-Петербурга) по данным Росстата на 01.01.2019г. составляла 8,588 млн. человек – это 5,9% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в СЗФО (с С.-Петербургом) в 2019г. составил 52649 руб. (813,24 долл.), что на 11% выше среднего показателя по России (47468 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в СЗФО (без Санкт-Петербурга) в натуральном выражении снизился на 6%, до 199,980 млн. упаковок. В стоимостном выражении объем рынка вырос на 2% в рублевом эквиваленте, однако сократился на 1% - в долларовом. Его объем достиг 35,154 млрд. рублей (550,080 млн. долл.) в оптовых ценах (рис. 1). Доля региона составила 4,6% от российских розничных аптечных продаж. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках увеличилась в сравнении с прошлым годом (3,19 долл.) и была равна 3,39 долл. в розничных ценах. В 2019г. жители региона потратили на приобретение ГЛС в аптеках в среднем 78,88 долл.
Рисунок 1. Аптечный рынок СЗФО (без Санкт-Петербурга) в 2018 – 2019гг.
По итогам 2019г. неизменной осталась лидирующая четверка рейтинга ведущих производителей аптечного рынка СЗФО (без учета Санкт-Петербурга) (табл.1). Его первые строчки продолжают занимать BAYER (+3%), SANOFI (-4%), SERVIER и OTCPHARM (по -1% у обоих). На пятую позицию с восьмой поднялась самая динамичная среди лидеров компания KRKA (+22%). При этом она потеснила на один пункт вниз трех производителей с отрицательной динамикой: TEVA (-5%), GEDEON RICHTER и SANDOZ (по - 4% у обоих). Замыкающие «десятку» GLAXOSMITHKLINE (+3%) и BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+5%) увеличили продажи в анализируемом периоде. При этом первая сохранила за собой девятое место, а вторая стала единственным новым представителем Топ-10. Суммарная доля десяти ведущих компаний сократилась: 36,7% против 37,3% годом ранее.
Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Производитель* | Доля в общем объеме | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | BAYER | 4,9 | 4,9 |
2 | 2 | SANOFI | 4,2 | 4,5 |
3 | 3 | SERVIER | 4,1 | 4,3 |
4 | 4 | OTCPHARM | 3,9 | 4,0 |
5 | 8 | KRKA | 3,8 | 3,2 |
6 | 5 | TEVA | 3,6 | 3,9 |
7 | 6 |
GEDEON RICHTER |
3,6 | 3,8 |
8 | 7 | SANDOZ | 3,2 | 3,4 |
9 | 9 |
GLAXOSMITHKLINE |
2,7 | 2,7 |
10 | 10 |
BERLIN-CHEMIE/MENARINI |
2,7 | 2,6 |
Итого | 36,7 | 37,3 |
* Члены AIPM выделены жирным шрифтом
В состав Топ-10 ведущих брендов вошли два новых представителя (табл. 2). Это занявшие 8 и 9 строчки ELIQUIS (+46%) и PENTALGIN (+10%). Рейтинговый прогресс продемонстрировали ещё два бренда. Высокую динамику продолжает показывать XARELTO – его продажи по итогам 2019г. выросли на 38%, что позволило ему подняться на первую позицию с пятой. Показавшая 13%-й рост продаж LORISTA переместилась на шестое место с восьмого. Одновременно с этим на позицию вниз сместился лидировавший ранее NUROFEN (+4%), тогда как сократившие продажи DETRALEX (-9%), KAGOCEL (-5%) и CARDIOMAGNYL (-11%) опустились на четвертое, пятое и седьмое места. Бренды CONCOR (-2%) и ESSENTIALE (+7%) сохранили за собой третью и последнюю строчки. Итоговая доля десяти ведущих брендов увеличилась на 0,3 п.п. и составила 7,5%.
Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | Бренд | Доля в общем объеме | ||||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |||
1 | 5 | XARELTO | 1,1 | 0,8 | ||
2 | 1 | NUROFEN | 0,9 | 0,9 | ||
3 | 3 | CONCOR | 0,8 | 0,8 | ||
4 | 2 |
DETRALEX |
0,8 | 0,8 | ||
5 | 4 |
KAGOCEL |
0,7 | 0,8 | ||
6 | 8 | LORISTA | 0,7 | 0,6 | ||
7 | 6 | CARDIOMAGNYL | 0,7 | 0,8 | ||
8 | 21 |
ELIQUIS |
0,6 | 0,5 | ||
9 | 11 | PENTALGIN | 0,6 | 0,6 | ||
10 | 10 |
ESSENTIALE |
0,6 | 0,6 | ||
Итого | 7,5 | 7,2 |
Несмотря на смену лидера в предыдущем рейтинге, первые две строчки Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований продолжают занимать XYLOMETAZOLINE (-2%) и IBUPROFEN (+1%) (табл. 3). На девятом месте остался LOSARTAN (+12%). Отметим, что практически все оставшиеся представители показывали опережающую динамику, но лишь четыре из них повысили свои рейтинговые позиции. Так, на третье место с четвертого поднялся BISOPROLOL (+6%), на пятое с восьмого - RIVAROXABAN (+38%). При этом последний потеснил на строчку вниз наименования NIMESULIDE (+6%) и PANCREATIN (+10%). Впервые вошедшие в Топ-10 ATORVASTATIN (+26%) и DICLOFENAC (+12%) расположились на восьмой и десятой строчках. Снизившая продажи комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (-3%) опустилась на четвертое место. В сумме десять ведущих МНН и группировочных наименований аккумулировали 10,9% продаж против 10,3% - годом ранее.
Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | МНН/Группировочное наименование | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | |
1 | 1 | XYLOMETAZOLINE | 1,6 | 1,6 |
2 | 2 | BUPROFEN RIVAROXABAN | 1,3 | 1,4 |
3 | 4 | BISOPROLOL | 1,2 | 1,1 |
4 | 3 | DIOSMIN*HESPERIDIN | 1,2 | 1,2 |
5 | 8 | RIVAROXABAN IBUPROFEN | 1,1 | 0,8 |
6 | 5 | NIMESULIDE | 1,0 | 0,9 |
7 | 6 | PANCREATIN | 1,0 | 0,9 |
8 | 12 | ATORVASTATIN | 0,9 | 0,7 |
9 | 9 | LOSARTAN | 0,9 | 0,8 |
10 | 13 | DICLOFENAC | 0,8 | 0,7 |
Итого | 10,9 | 10,3 |
Не изменилась по составу тройка групп - лидеров продаж в аптеках региона (табл. 4). Это C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+15%), M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+5%) и G03 Половые гормоны (+2%). На четвертое место с седьмого поднялись B01 Антикоагулянты (+10%), сдвинув на строчку вниз R01 Назальные препараты (+1%). На один пункт вверх, на девятую позицию, удалось подняться группе J05 Противовирусные препараты системного назначения (+2%). Оставшиеся четыре представителя Топ-10 продемонстрировали отрицательную динамику. При этом двум из них, N02 Анальгетики (-1%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-0,3%), удалось сохранить за собой шестое и восьмое места. Группы R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-5%) и C05 Вазопротекторы (-2%) опустились на седьмую и последнюю строчки соответственно. На десять ведущих АТС групп приходилось 38,7%, годом ранее - 38,4%.
Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге | АТС код | АТС группа | Доля в общем объеме аптечных продаж, % | ||
2019г. | 2018г. | 2019г. | 2018г. | ||
1 | 1 | C09 |
AGENTS ACTING ON THE RENIN- ANGIOTENSIN SYSTEM |
6,0 | 5,4 |
2 | 2 | M01 |
ANTIINFLAMMATORY AND ANTIRHEUMATIC PRODUCTS |
5,2 | 5,1 |
3 | 3 |
G03 |
SEX HORMONES AND MODULATORS OF THE GENITAL SYSTEM | 4,1 | 4,1 |
4 | 7 |
B01 |
ANTITHROMBOTIC AGENTS | 3,7 | 3,5 |
5 | 4 |
R01 |
NASAL PREPARATIONS ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC | 3,7 | 3,7 |
6 | 6 |
N02 |
ANALGESICS |
3,4 | 3,5 |
7 | 5 |
R05 |
COUGH AND COLD PREPARATIONS |
3,3 | 3,6 |
8 | 8 |
J01 |
ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USEVASOPROTECTIVES |
3,3 | 3,4 |
9 | 10 |
J05 |
ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE |
3,0 | 3,1 |
10 | 9 |
C05 |
|||
VASOPROTECTIVES | 3,0 | 3,1 | |||
Итого | 38,7 | 38,4 |
Заключение. В 2019г. объем аптечного рынка СЗФО (без Санкт-Петербурга) достиг 43,850 млрд. руб. (677,433 млн. долл.). Это на 4% в рублях больше и на 0,1% в долларах меньше, чем в аналогичном периоде 2018г. В натуральных показателях рынок сократился на 6% и был равен 199,980 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона по итогам 2019 года составила 3,39 долл., что выше показателя 2018г. (3,19 долл.), но ниже среднего по стране (3,47 долл.). Расходы жителей округа на приобретение ГЛС в аптеках также оказались ниже средних по России (78,88 долл. против 100,62 долл.).
Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.