Аптечный рынок ЮФО: итоги первых девяти месяцев 2019г.

 722

Аптечный рынок ЮФО: итоги первых девяти месяцев 2019г.

Численность населения Южного федерального округа по данным Росстата на 01.01.2019 составляла 16,455 млн. человек – это 11,2% от общей численности населения РФ. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в ЮФО в январе-сентябре 2019г. составил 33304 руб. (511,74 долл.), что на 28% ниже среднего показателя по России (46057 руб.).

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, по итогам января-сентября 2019г. объем реализации лекарственных препаратов в ЮФО в натуральном выражении сократился на 10% и был равен 296,302 млн. упаковок. В стоимостном выражении рынок продемонстрировал позитивную динамику в рублевом эквиваленте (+3%), отрицательную - в долларовом (-3%), и был равен 47,021 млрд. рублей (722,627 млн. долл.) в оптовых ценах (рис.1). На долю округа приходилось 8,2% всех аптечных продаж в России. Средняя стоимость упаковки ГЛС повысилась в сравнении с предыдущим годом (2,74 долл.) и была равна 2,98 долл. в розничных ценах. За первые девять месяцев 2019г. жители ЮФО потратили на приобретение лекарств в среднем 53,60 долл.

Рисунок 1. Аптечный рынок ЮФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

Аптечный рынок ЮФО за 9 месяцев 2018 – 9 месяцев 2019гг.

Лидерство в Топ-10 ведущих производителей на рынке Южного федерального округа по итогам января-сентября 2019г. сохранил BAYER, хотя он сократил продаж на 4% (табл.1). Неизменными остались позиции ещё у двух производителей: SANOFI (+3%) и SANDOZ (-1%) продолжают занимать вторую и шестую строчки соответственно. Четыре представителя «десятки» продемонстрировали рейтинговый прогресс. Так, на один пункт вверх, на третье место, поднялся SERVIER (+6%), на две позиции выше переместились BERLIN-CHEMIE/MENARINI (+3%) и ABBOTT (+9%). Единственный новый представитель, GEDEON RICHTER (+3%), расположился на десятой позиции. Одновременно с этим снизившие продажи компании TEVA (-12%), OTCPHARM (-6%) и GLAXOSMITHKLINE (-4%) опустились на более низкие места, четвертое, седьмое и девятое. В сумме десять ведущих производителей занимали 32,3% рынка, тогда как в аналогичном периоде прошлого года – 33,7%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме
аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 BAYER 4,7 5,0
2 2 SANOFI 3,9 3,9
3 4 SERVIER 3,3 3,3
4 3 TEVA 3,3 3,9
5 7 BERLIN-CHEMIE/MENARINI 3,0 3,1
6 6 SANDOZ 3,0 3,1
7 5 OTCPHARM 2,9 3,2
8 10 ABBOTT 2,8 2,7
9 8 GLAXOSMITHKLINE 2,6 2,8
10 11 GEDEON RICHTER 2,6 2,6
Итого 32,3 33,7

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

В рейтинге ведущих брендов на рынке региона появилось три новых представителя (табл.2). Самый динамичный из них, XARELTO (+57%), возглавил Топ-10, потеснив на позицию вниз NUROFEN (-4%) и ACTOVEGIN (+7%). Ещё два «новичка», CONCOR (+13%) и PENTALGIN (+7%), поднялись на шестое и восьмое места соответственно. Повысить свой рейтинг удалось также бренду MEXIDOL (+20%), который занял пятую строчку вместо десятой. Неизменными остались позиции у трёх представителей. Это DETRALEX (+9%), INGAVIRIN (+2%) и CARDIOMAGNYL (-0,3%), которые занимают четвертое, седьмое и девятое места соответственно. И только показавший выраженную отрицательную динамику THERAFLEX (-18%) опустился с третьей позиции на последнюю. Суммарная доля десяти ведущих брендов расширилась на 0,2 п.п., до 6,3%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме
аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 12 XARELTO 0,8 0,5
2 1 NUROFEN 0,8 0,8
3 2 ACTOVEGIN 0,7 0,7
4 4 DETRALEX 0,7 0,6
5 10 MEXIDOL 0,6 0,5
6 11 CONCOR 0,6 0,5
7 7 INGAVIRIN 0,5 0,6
8 13 PENTALGIN 0,5 0,5
9 9 CARDIOMAGNYL 0,5 0,5
10 3 THERAFLEX 0,5 0,7
Итого 6,3 6,1

Первую строчку в Топ-10 ведущих МНН и группировочных наименований сохранил за собой XYLOMETAZOLINE хотя объемы его продаж сократились на 9% (табл.3). Отрицательную динамику продемонстрировал также IBUPROFEN (-5%), однако он потерял одну рейтинговую позицию и опустился на третье место. У остальных восемь представителей рейтинга продажи, напротив, выросли. Наиболее выраженный рост отмечен у впервые вошедшего в «десятку» МНН RIVAROXABAN (+57%), которое поднялось с 22 места на седьмое. На два пункта повысил свой рейтинг PANCREATIN (+6%), который занял второе место. Комбинация DIOSMIN*HESPERIDIN (+16%), а также наименования BISOPROLOL и ROSUVASTATIN (по +20% у обоих) продолжают занимать пятое, шестое и девятое места соответственно. Одновременно с этим NIMESULIDE (+0,5%), BLOOD (+4%) и DICLOFENAC (+12%) опустились на более низкие позиции, четвертую, восьмую и последнюю. Итоговая доля «десятки» была равна 10,1%, тогда как в 2018 году – 9,7%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме
аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 XYLOMETAZOLINE 1,6 1,9
2 4 PANCREATIN 1,1 1,1
3 2 IBUPROFEN 1,1 1,2
4 3 NIMESULIDE 1,1 1,1
5 5 DIOSMIN*HESPERIDIN 1,0 0,9
6 6 BISOPROLOL 1,0 0,9
7 22 RIVAROXABAN 0,8 0,5
8 7 BLOOD 0,8 0,8
9 9 ROSUVASTATIN 0,8 0,7
10 8 DICLOFENAC 0,8 0,7
Итого 10,1 9,7

Не изменился лидер и в Топ-10 ведущих АТС групп: первое место удерживают M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+1%) (табл.4). На вторую и третью позиции поднялись C09 Средства, действующие на ренин-ангиотензиновую систему (+26%) и G03 Половые гормоны (+6%), сместив на два пункта вниз R01 Назальные препараты (-5%) и J01 Антибактериальные препараты для системного использования (-4%). Шестое место занял единственный новый представитель Топ-10, группа B01 Антикоагулянты (+28%), которая также потеснила вниз A07 Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты (-10%), N02 Анальгетики (-9%) и J05 Противовирусные препараты системного действия (+1%). Замыкают Топ-10 сохранившие свою позицию C05 Вазопротекторы (+9%). Суммарная доля десяти ведущих АТС групп не изменилась и была равна 36%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме
аптечных продаж, %
9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г. 9 мес. 2019г. 9 мес. 2018г.
1 1 M01 ANTIINFLAMMATORY AND
ANTIRHEUMATIC PRODUCTS
5,2 5,4
2 4 C09 AGENTS ACTING ON THE
RENIN-ANGIOTENSIN SYSTEM
4,5 3,7
3 6 G03 SEX HORMONES AND
MODULATORS OF
THE GENITAL SYSTEM
3,6 3,5
4 2 R01 NASAL PREPARATIONS 3,6 3,9
5 3 J01 ANTIBACTERIALS FOR
SYSTEMIC USE
3,5 3,7
6 11 B01 ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,5 2,8
7 5 A07 ANTIDIARR.,INTEST. ANTIINFL./
ANTIINFECT. AGENTS
3,2 3,6
8 7 N02 ANALGESICS 3,1 3,5
9 8 J05 ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 3,0 3,1
10 10 C05 VASOPROTECTIVES 2,9 2,8
Итого 36,0 36,0

Заключение. По итогам января-сентября 2019г. объем аптечного рынка ЮФО составил 57,378 млрд. руб. (881,889 млн. долл.) в розничных ценах. В рублях продажи увеличились на 4%, тогда как в долларах, напротив, снизились на 2%. В натуральных показателях рынок сократился на 10% и был равен 296,302 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках региона составила 2,98 долл. – это выше показателя предшествовавшего года (2,74 долл.), но ниже среднего по стране (3,39 долл.). Средние расходы жителей ЮФО на приобретение ГЛС в аптеках по итогам 9 месяцев 2019г. также оказались ниже средних по стране (53,60 долл. против 73,61 долл.).


Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум. Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.




Последние статьи