Госпитальный рынок России: итоги 2019г.

 212

Госпитальный рынок России: итоги 2019г.

Согласно данным Бюджетного аудита ГЛС в РФ (без ДЛО и региональной льготы)™, объем госпитального рынка страны по итогам 2019г. снизился на 4% в натуральном выражении и составил 653,914 млн. упаковок. В денежном эквиваленте рынок увеличился на 37% в рублях и на 36% - в долларах, а объем был равен 256,235 млрд. рублей (3,977 млрд. долл.) в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки ГЛС в больничном секторе страны по итогам 2019г. была равна 6,08 долл., годом ранее – 4,30 долл.

Рисунок 1. Госпитальный рынок России в 2018 – 2019гг.

Рисунок 1. Госпитальный рынок России в 2018 – 2019гг.

Лидером госпитального рынка России по итогам 2019г. среди производителей стал российский BIOCAD, объемы закупок которого увеличились на 95% (табл. 1). Двукратный и почти четырехкратный рост объемов закупок продемонстрировали компании MSD (в 2,2 раза) и ROCHE (в 3,7 раза), поднявшиеся на вторую и третью строчки. Отметим, что последняя стала одним из двух новых представителей рейтинга. Вторым впервые вошедшим в состав Топ-10 производителем стал BRISTOL MYERS SQU (закупки увеличились в 4,8 раза), который занял девятую позицию вместо 28. Высокими темпами развивались рынки ещё у двух компаний. Это поднявшаяся на два пункта вверх, на шестое место, SANOFI (+72%), и продолжающий занимать последнюю строчку NOVARTIS (+84%). Менее динамичные PFIZER (+25%), PHARMASYNTEZ (+15%) и MICROGEN (+12%), а также снизивший продажи ABBVIE (-7%) опустились на более низкие позиции, четвертую, пятую, седьмую и восьмую соответственно. Итоговая доля десяти ведущих производителей увеличилась на 7,5 п.п., до 42,3%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге Производитель* Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 3 BIOCAD RF 6,6 4,7
2 6 MSD 5,7 3,6
3 13 ROCHE 4,8 1,8
4 1 PFIZER 4,4 4,8
5 4 PHARMASYNTEZ 3,9 4,6
6 8 SANOFI 3,7 2,9
7 5 MICROGEN 3,6 4,4
8 2 ABBVIE 3,3 4,8
9 28 BRISTOL MYERS SQU 3,1 0,9
10 10 NOVARTIS 3,1 2,3
Итого 42,3 34,8

* Члены AIPM выделены жирным шрифтом

Первое место в рейтинге ведущих брендов продолжает занимать SOVIGRIPP (+16%), хотя из-за отставания динамики его долевое присутствие сократилось (табл. 2). Однако необходимо отметить, что большинство брендов «десятки», напротив, продемонстрировали высокую динамику.  В их числе – впервые вошедшие в Топ-10 OPDIVO (закупки увеличились в 7,5 раз), KEYTRUDA (в 10 раз), PERJETA (в 6,6 раза) и  PENTAXIM (в 2,6 раза), которые заняли вторую, третью, восьмую и девятую позиции соответственно. Многократный рост объемов закупок отмечен также у брендов AVEGRA  (в 3 раза) и HERTICAD (в 2,3 раза), что позволило первой подняться на три пункта вверх, на пятую строчку, а второй – сохранить шестую позицию.  Одновременно с этим не столь динамичные бренды PREVENAR 13 (+9%) и NATRIUM CHLORIDUM (+1%), а также показавшая отрицательную динамику KALETRA (-21%) опустились на четвертую, седьмую и последнюю строчки соответственно. Общая доля десяти лидирующих брендов расширилась на 5,5 п.п., до 20,5%.

Таблица 2. Десять ведущих брендов по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге Бренд Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 SOVIGRIPP 2,6 3
2 24 OPDIVO 2,5 0,5
3 36 KEYTRUDA 2,4 0,3
4 2 PREVENAR 13 2,3 2,8
5 8 AVEGRA BIOCAD 2,2 1
6 6 HERTICAD 2,1 1,3
7 4 NATRIUM CHLORIDUM 1,8 2,5
8 35 PERJETA 1,6 0,3
9 11 PENTAXIM 1,5 0,8
10 3 KALETRA 1,5 2,5
Итого 20,5 15

Рейтинг ведущих МНН и группировочных наименований продолжают возглавлять VACCINE, INFLUENZA (+49%) и VACCINE, PNEUMOCOCCAL (+16%) (табл. 3). Ниже в нем произошли перестановки, в результате которых шесть его представителей повысили свои позиции. Так, с пятого места на третье поднялся TRASTUZUMAB (закупки увеличились в 2,3 раза), с седьмого на шестое - BEVACIZUMAB (в 3,1 раза). Четвертую, пятую и две нижние строчки заняли впервые вошедшие в Топ-10 наименования NIVOLUMAB (в 7,5 раза), PEMBROLIZUMAB (в 10,1 раза), PERTUZUMAB (в 6,6 раза) и VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB (в 2,6 раза). И только лишь комбинация LOPINAVIR*RITONAVIR (-1%) и МНН SODIUM (+1%) опустились на более низкие места, седьмое и восьмое соответственно. Суммарная доля, аккумулируемая десятью ведущими МНН и группировочными наименованиями, увеличилась с 16,7% до 23,7%.

Таблица 3. Десять ведущих МНН и группировочных наименований по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге МНН/Группировочное наименование Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 VACCINE, INFLUENZA 4,4 4
2 2 VACCINE, PNEUMOCOCCAL 2,6 3,1
3 5 TRASTUZUMAB 2,6 1,5
4 32 NIVOLUMAB 2,5 0,5
5 40 PEMBROLIZUMAB 2,4 0,3
6 7 BEVACIZUMAB 2,4 1
7 3 LOPINAVIR*RITONAVIR 1,9 2,6
8 4 SODIUM 1,8 2,5
9 39 PERTUZUMAB 1,6 0,3
10 17 VACCINE, ACEL.PERT.DIP.TET. POLIO & HIB 1,5 0,8
Итого 23,7 16,7

Половине представителей Топ-10 ведущих АТС групп удалось сохранить занятые в прошлом места (табл. 4). В их числе – возглавляющая его группа L01 Противоопухолевые препараты, которая благодаря росту закупок в 2,6 раза упрочила своё лидерство. Места с четвертого по седьмое включительно продолжают занимать J01 Антибактериальные препараты для системного назначения (+8%), B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы (+5%), B01 Антикоагулянты (+7%) и V08 Контрастные препараты (+13%). Среди оставшихся две группы продемонстрировали рейтинговый прогресс. На один пункт вверх, на вторую строчку, поднялись  J07 Вакцины (+39%), тогда как  увеличившие объёмы закупки в 2,9 раза L02 Противоопухолевые гормональные препараты переместились с 22 места на восьмое. При этом они сдвинули на один пункт вниз J05 Противовирусные препараты системного назначения (+19%), L04 Иммунодепрессанты (+9%) и J04 Препараты, активные в отношении микобактерий (+5%). В сумме на десять ведущих АТС групп приходилось 76,5% госпитального рынка, тогда как годом ранее – 67,3%.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге АТС код АТС группа Доля в общем объеме госпитальных закупок, %
2019г. 2018г. 2019г. 2018г.
1 1 L01  ANTINEOPLASTIC AGENTS 31,2 16,2
2 3 J07  VACCINES 11,7 11,5
3 2 J05  ANTIVIRALS FOR SYSTEMIC USE 11 12,6
4 4 J01  ANTIBACTERIALS FOR SYSTEMIC USE 6,1 7,7
5 5 B05  PLASMA SUBSTITUTES AND PERFUSION SOLUTIONS 4,6 5,9
6 6 B01  ANTITHROMBOTIC AGENTS 3,5 4,5
7 7 V08  CONTRAST MEDIA 2,3 2,8
8 22 L02  ENDOCRINE THERAPY 2,3 1,1
9 8 L04  IMMUNOSUPPRESSANTS 2,1 2,6
10 9 J04  ANTIMYCOBACTERIALS 1,8 2,4
Итого 76,5 67,3

Заключение. Госпитальный рынок России по итогам 2019г. продемонстрировал высокую позитивную динамику и в рублевом эквиваленте (+37%), и в долларовом (+36%), и был равен 256,235 млрд. рублей (3,977 млрд. долл.). В натуральных показателях рынок сократился на 4% и составил 653,914 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в госпитальном секторе страны по итогам 2019г. была равна 6,08 долл. против 4,30 долл. – в 2018г.

Cовместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и Группы Ремедиум.  Для подготовки материала использовались данные компании IQVIA.



Последние статьи