Бюджетный сегмент рынка ЛП в России: итоги 9 месяцев 2019 года

 2589

Бюджетный сегмент рынка ЛП в России: итоги 9 месяцев 2019 года

Журнал "Ремедиум" №12, 2019г.

DOI: 10.21518/1561-5936-2019-12-27-29

Юлия Прожерина, «Ремедиум»

Бюджетный сегмент рынка играет ключевую роль в системе обеспечения медикаментами больничных учреждений и реализации ЛП в рамках программ льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО) и регионального льготного обеспечения (РЛО). Ключевые тренды данного сегмента по итогам 9 мес. 2019 г. рассмотрены в данном обзоре.

Budget segment of the PD market in Russia: results for 9 months of 2019

Yuliya Prozherina, Remedium

The budget segment of the market plays a key role in the system of medical supply of hospital institutions and in the implementation of PD within the framework of preferential drug provision (PDP) and regional preferential provision (RPP) programmes. The key trends of this segment for 9 months of 2019 are considered in this review.


Движение вверх

По итогам 9 мес. 2019 г. объем бюджетного сегмента рынка ЛП в России достиг 357,6 млрд руб. в ценах закупки, что на 30,5% выше показателей за 9 мес. 2018 г., свидетельствуют данные компании IQVIA (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика бюджетного сегмента рынка ЛП за 9 мес. 2018 и 2019 гг., млрд руб.

Динамика бюджетного сегмента рынка ЛП за 9 мес. 2018 и 2019 гг., млрд руб.

Источник: IQVIA

Положительная динамика отмечена и в натуральном выражении. По сравнению с 9 мес. 2018 г. объем бюджетного сектора увеличился на 3,0%, составив 567,7 млн упаковок (рис. 2). При этом рост объемов закупок в натуральном выражении в первую очередь коснулся сегментов ЛЛО и РЛО, в то время как в госпитальном секторе отмечена стагнация объемов закупки.

Рисунок 2. Динамика бюджетного сегмента рынка ЛП за 9 мес. 2018 и 2019 гг., млн упак.

Динамика бюджетного сегмента рынка ЛП за 9 мес. 2018 и 2019 гг., млн упак.

Источник: IQVIA

Во многом рост объемов сегмента в рублях связан с увеличением средней цены закупаемых препаратов. Здесь имеет место не столько инфляция, сколько активная закупка более дорогих ЛП. Как следствие, по итогам 9 мес. 2019 г. средняя цена за одну упаковку препарата в бюджетном сегменте рынка составила порядка 629,9 руб., что на 26,7% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост средних цен закупаемых ЛП отмечен во всех сегментах, но в наибольшей степени коснулся самого емкого по объему госпитального сектора (+37,7% в руб. к 9 мес. 2018 г.; рис. 3).

Рисунок 3. Динамика средних цен на ЛП бюджетного сегмента рынка за 9 мес. 2018 и 2019 гг., руб.

Динамика средних цен на ЛП бюджетного сегмента рынка за 9 мес. 2018 и 2019 гг., руб.

Источник: IQVIA

Ведущие корпорации

Рейтинг корпораций на бюджетном рынке по итогам 9 мес. 2019 г. претерпел некоторые изменения по сравнению с прошлым годом. Его возглавила компания Novartis, переместившись с 4‑го на 1‑е место. При этом лидер прошлого года – компания Sanofi заняла 4‑е место. Корпорации «Биокад» и Johnson & Johnson сохранили свои позиции на рынке, удерживая 2‑е и 3‑е места в рейтинге соответственно. Вошли в топ-10 в 2019 г. компании Roche, Merck Sharp & Dohme и «Генериум» (табл. 1).

Таблица 1. Топ-10 производителей ЛП на бюджетном сегменте рынка России по итогам 9 мес. 2019 г.

Рейтинг Корпорация Доля продаж, опт. руб. Прирост, % руб.
9 мес. 2018 г. 9 мес. 2019 г. 9 мес. 2018 г. 9 мес. 2019 г.
4 1 Novartis 4,4% 5,3% 57,1%
2 2 «Биокад» 4,9% 5,1% 36,8%
3 3 Johnson & Johnson 4,6% 5,1% 42,8%
1 4 Sanofi 5,0% 4,6% 20,3%
5 5 Takeda 4,4% 4,6% 34,8%
6 6 Pfizer 3,9% 4,0% 33,6%
10 7 Roche 2,5% 3,8% 94,1%
13 8 Merck Sharp Dohme 2,4% 3,5% 87,8%
11 9 «Генериум» ЗАО 2,5% 3,2% 68,7%
7 10 Celgene 3,2% 2,9% 21,5%

Источник: IQVIA

Ключевые АТС-группы

Наибольший объем продаж в стоимостном выражении на бюджетном рынке по‑прежнему приходится на противоопухолевые препараты (АТС-группа «L01»). При этом за рассмотренный период их доля выросла с 18,5 до 25,8%, что позволяет выделить эту группу в качестве одного из ключевых драйверов бюджетного рынка. В тройке лидеров по объему закупок в стоимостном выражении – иммунодепрессанты и противовирусные препараты системного действия (рис. 4).

Рисунок 4. Топ-5 ATC-групп 2-го уровня бюджетного рынка по итогам 9 мес. 2019 г., % руб.

Топ-5 ATC-групп 2-го уровня бюджетного рынка по итогам 9 мес. 2019 г., % руб.

Источник: IQVIA

Препараты-лидеры

По итогам 9 мес. 2019 г. лидером по объему закупок в бюджетном сегменте в стоимостном выражении остается препарат для лечения множественной миеломы Ревлимид. Стабильно сохраняет свою позицию в сегменте занимающий третье место пневмококковая вакцина Превенар 13. Удерживает прежнее 5‑е место в рейтинге ЛП на основе инсулина гларгин Туджео СолоСтар. В остальном рейтинг существенно изменился. В него вошли новые игроки, среди которых особо стоит отметить противоопухолевые препараты на основе моноклональных антител Опдиво и Китруда, переместившиеся с 29‑го на 2‑е место и с 75‑го на 4‑е место соответственно за счет высокого прироста продаж. Вошел в рейтинг и другой противоопухолевый препарата на основе моноклональных антител – Авегра БИОКАД. Таким образом, изменения в рейтинге обусловлены главным образом ростом объемов закупок ЛП, предназначенных для лечения онкологических заболеваний (табл. 2).

Таблица 2. Топ-10 торговых наименований бюджетного сегмента рынка по итогам 9 мес. 2019 г.

Рейтинг Торговое наименование (корпорация) Доля продаж, опт. руб. Прирост, % руб.
9 мес. 2018 г. 9 мес. 2019 г. 9 мес. 2018 г. 9 мес. 2019 г.
1 1 Ревлимид (Celgene) 2,7% 2,1% 57,1%
29 2 Опдиво (Bristol Myers Squibb) 0,5% 1,5% 36,8%
3 3 Превенар 13 (Pfizer) 1,8% 1,3% 42,8%
75 4 Китруда (Merck Sharp Dohme) 0,3% 1,3% 20,3%
5 5 Туджео СолоСтар (Sanofi) 1,3% 1,2% 34,8%
9 6 Гертикад («Биокад») 1,0% 1,2% 33,6%
4 7 Совигрипп («Микроген») 1,4% 1,2% 94,1%
21 8 Авегра БИОКАД («Биокад») 0,6% 1,1% 87,8%
2 9 Солирис (Alexion Pharma) 2,2% 1,1% 68,7%
8 10 Имбрувика (Johnson & Johnson) 1,0% 1,1% 21,5%

Источник: IQVIA

Новинки сегмента

В 2019 г. в бюджетном сегменте рынка появился ряд новых ЛП. Рейтинг новинок по объему закупок возглавил препарат Элизария («Генериум»), предназначенный для лечения пациентов с пароксизмальной ночной гемоглобинурией и страдающих атипичным гемолитико-уремическим синдромом. По итогам 9 мес. 2019 г. объем реализации этого средства превысил 3,5 млрд руб. в ценах закупки.

Глуразим (имиглюцераза) – второй препарат от компании «Генериум», вошедший в топ-5 новинок бюджетного сегмента. Он показан для лечения пациентов с болезнью Гоше. Портфель «Биокад» пополнился еще одним ЛП для лечения рассеянного склероза – Терифлуномидом. Также в топ-5 новинок вошел бренд Вимизайм для лечения мукополисахаридоза IV типа А и иммунодепрессивное средство Феломика (рис. 5).

Рисунок 5. Топ-10 новых ЛП бюджетного сегмента рынка по итогам 9 мес. 2019 г., млн руб.

Топ-10 новых ЛП бюджетного сегмента рынка по итогам 9 мес. 2019 г., млн руб.

Источник: IQVIA



Фармацевтический рынок