Фармацевтический рынок в 2019 году

 1275

Фармацевтический рынок в 2019 году

Журнал "Ремедиум" №1-3, 2020г.

DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2020-1-2-3-10-13

Надежда Калинина, «Ремедиум»

В 2019 г. благодаря реализации в рамках национального проекта «Здравоохранение» направления, связанного главным образом с организацией онкологической помощи населению, драйвером роста фармацевтического рынка впервые стал госсегмент и закупка дорогостоящих препаратов. Благодаря этому снижение темпов роста российского фармрынка во многом неожиданно приостановилось.

Russian Pharmaceutical Market in 2019

Nadezhda Kalinina, Remedium

In 2019, the government segment and procurement of expensive drugs became the growth driver of the pharmaceutical market for the first time due to the implementation of the facility mainly related to the organization of cancer care within the framework of the National Healthcare Project. Through this process, the slowdown in growth rates of the Russian pharmaceutical market unexpectedly discontinued in many respects.


Итоги в цифрах 

По данным IQVIA, емкость российского фармацевтического рынка (без учета БАД и парафармации) по итогам 2019 г. достигла 1278 млрд руб. в ценах закупки, что на 15% выше, чем годом ранее (рис. 1). 

Рисунок 1. Динамика объемов продаж российского фармацевтического рынка в стоимостном (руб.) и в натуральном показателях (упак.), 2018–2019 гг.

Рисунок 1. Динамика объемов продаж российского фармацевтического рынка в стоимостном (руб.) и в натуральном показателях (упак.), 2018–2019 гг.

Источник: IQVIA

В натуральном выражении объемы несколько сократились, было реализовано порядка 5,09 млрд упаковок (на –2% меньше, чем в 2018 г.). Наибольший вклад в рост российского фармацевтического рынка, как было отмечено ранее, внес госсегмент. Напомним, что в 2019 г. для целей увеличения химиотерапевтического лечения из федерального бюджета в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования было направлено 70 млрд руб., что позволило увеличить количество курсов химиотерапии на одного пациента с 2,5 до 5,51 . В результате этого было отмечено увеличение объемов государственного сектора на 30% в рублях. На долю продаж аптечного сегмента пришлось порядка 61% от всего фармрынка в рублях и 84% в упаковках. В 2019 г. наибольшая доля в стоимостном объеме всех продаж пришлась на препараты рецептурного отпуска (70,7%, рис. 2). Продажи в ОТС-сегменте по отношению к аналогичному периоду предыдущего года увеличились на 2%, однако объем реализованных упаковок снизился на 5%. По мнению аналитиков, это происходит по нескольким причинам: покупка впрок становится менее популярной, спрос на лекарства для самолечения, к которым часто относятся сезонные препараты, падает, в т.ч. и из‑за изменения уровня заболеваемости. Наибольший объем потребления лекарств приходится на ЖВНЛП-препараты: их доля в рублях составила 56,8%, в натуральном выражении – 52,5%. В соотношении продаж этих двух категорий существенных изменений по сравнению с 2018 г. не произошло (рис. 2). Напомним, что в 2019 г. перечень ЖНВЛП был дополнен 38 лекарственными препаратами и 2 новыми лекарственными формами для уже включенных в этот перечень лекарственных препаратов. Таким образом, всего список на 2019 г. включал в себя 735 наименований (в 2018 г. – 699 МНН).

Рисунок 2. Долевое соотношение препаратов ЖНВЛП/неЖНВЛП, а также ЛП Rx- и ОТС-сегмента в стоимостном и натуральном показателях на российском фармрынке, 2019 г.

Рисунок 2. Долевое соотношение препаратов ЖНВЛП/неЖНВЛП, а также ЛП Rx- и ОТС-сегмента в стоимостном и натуральном показателях на российском фармрынке, 2019 г.

Источник: IQVIA

Продажи ЛП в детализации по АТС-группам 

Рейтинг АТС-групп по стоимостному объему по сравнению с 2019 г. изменился незначительно. По итогам 2019 г. лидирующую позицию, как и в предыдущий год, сохранила и укрепила группа L01 «Противоопухолевые препараты» благодаря госпрограммам по госзакупкам (табл. 1). Прирост продаж в денежном выражении составил 85% относительно 2018 г., по количеству упаковок – порядка 38%. Высокие показатели продемонстрировала группа J07 «Вакцины», поднявшись сразу на 9 позиций вверх благодаря обширной программе по вакцинации. В целом по итогам 2019 г. положительный прирост объемов продаж в рублях наблюдался во всех АТС- группах.

Таблица 1. Топ-20 АТС-групп 2-го уровня на российском фармрынке по объему продаж в стоимостном и натуральном показателях и их прирост, 2018–2019 гг.

Рейтинг АТС-группа 2-го уровня Объем продаж Прирост продаж 2019/2018 гг.
млрд руб. млн упак. руб. упак.
1 L01 — Противоопухолевые препараты 138,17 15,49 85% 38%
2 J05 — Противовирусные препараты для системного применения 59,70 91,29 15% -5%
3 A10 — Средства для лечения сахарного диабета 49,23 86,53 16% 12%
4 L04 — Иммунодепрессанты 45,58 1,88 20% 16%
5 J01 — Антибактериальные препараты для системного использования 44,10 296,19 7% -3%
6 C09 — Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему 42,67 204,97 20% 5%
7 B01 — Антикоагулянты 42,31 70,94 16% 4%
8 M01 — Противовоспалительные и противоревматические препараты 39,78 228,68 8% -1%
9 J07 — Вакцины 30,35 38,94 38% 10%
10 G03 — Половые гормоны 30,30 36,43 3% -2%
11 R01 — Назальные препараты 28,78 276,42 5% -3%
12 B02 — Гемостатики 27,68 12,32 10% 6%
13 N02 — Анальгетики 26,70 387,75 3% -8%
14 L03 — Иммуномодуляторы 26,39 48,17 -3% 13%
15 S01 — Препараты для лечения заболеваний глаз 25,79 119,15 17% 0%
16 N06 — Психоаналептики 24,53 88,57 6% -3%
17 R05 — Препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях 24,38 202,72 4% -6%
18 A07 — Противодиарейные, кишечные противовоспалительные и противомикробные препараты 22,95 158,38 1% -11%
19 C05 — Ангиопротекторы 22,41 74,43 5% -5%
20 N05 — Психотропные препараты 21,61 188,22 7% 3%

Источник: IQVIA

Лидеры продаж 

В 2019 г. на фармацевтическом рынке присутствовало порядка 994 корпораций. Состав топ-20 ведущих компаний практически не изменился. Корпорация Roche показала максимальный прирост (+78%), именно это позволило компании подняться на 8 позиций вверх и войти в рейтинг (табл. 2).

Таблица 2. Топ-20 ведущих корпораций на российском фармрынке по объему продаж в стоимостном и натуральном показателях и их прирост, 2018—2019 гг.

Рейтинг Корпорация Объем продаж Прирост продаж 2019/2018 гг.
млрд руб. млн упак. руб. упак.
1 Sanof 54,61 102,99 7% -1%
2 Bayer Healthcare 47,00 51,97 11% -2%
3 Johnson & Johnson 40,11 70,01 20% -8%
4 Takeda 38,36 57,00 14% -4%
5 Novartis 36,04 18,74 43% 14%
6 Pfizer 35,18 23,65 28% 0%
7 Teva 28,86 128,95 -1% 3%
8 Servier 28,36 71,00 3% -5%
9 Merck Sharp Dohme 28,07 17,96 55% 2%
10 «Биокад» 27,25 6,43
40% 36%
11 Glaxosmithkline 26,94 74,59 15% -1%
12 Sandoz 26,29 86,84 7% 1%
13 KRKA 24,85 81,40 21% 3%
14 Astrazeneca 24,41 6,31 16% 16%
15 «Отисифарм» 23,18 141,43 1% -3%
16 Abbott 23,08 38,42 2% -8%
17 Roche 22,99 2,91 78% 7%
18 Menarini 22,51 82,35 8% 0%
19 Gedeon Richter 20,48 73,11 2% -2%
20 Astellas Pharma 19,65 31,85 13% 2%

Источник: IQVIA

Три бренда компании: Перьета (пертузумаб), Кадсила (трастузумаб эмтанзин) и иммунотерапевтический препарат Тецентрик (атезолизумаб) – сгенерировали порядка 43% продаж от всего портфеля компании. Интересна динамика продаж компании Novartis, занимающую теперь 5‑ю строчку. Вес производителя на фармрынке составил 2,9%. Объем реализации корпорации по сравнению с прошлым годом вырос на 43% в стоимостном выражении. Продажи трех основных противоопухолевых препаратов компании продемонстрировали увеличение объемов продаж: Афинитор (+52%), Тафинлар (+129%) и Вотриент (+77%). Также стоит отметить компанию Merck Sharp Dohme, поднявшуюся на 9‑ю позицию. Увеличение продаж в большей мере произошло за счет роста реализации противоопухолевого препарата Китруда (+422%) и средства для лечения ВИЧ-инфекции Исентресс (+45%). Заслуживает внимания единственная представленная в рейтинге российская компания «Биокад». Относительно прошлого года производитель продемонстрировал положительную динамику как в стоимостном (+40%), так и в натуральном показателе (+36%), прибавив за год семь позиций. Отметим прирост продаж таких брендов, как Авегра БИОКАД (+132%), Гертикад (+57%) и Новотакс (+28%).Общая доля препаратов топ-20 составила 9,47% от всего российского фармацевтического рынка в рублях. Рейтинг претерпел существенные изменения, ни один бренд не остался на своей прошлой позиции. Антикоагулянт Ксарелто (компания Bayer Healthcare) стал лидером рейтинга, вытеснив с первой строчки иммунодепрессант Солирис, оказавшийся теперь на 17‑й позиции. В 2018 г. на приобретение Солириса (экулизумаб) для лечения аГУС (атипичный гемолитико-уремический синдром) было направлено 999,7 млн руб. из федерального бюджета, а на 2019 г. на его закупку было запланировано порядка 2 млрд руб. В 2019‑м компания «Генериум» зарегистрировала свой препарат на основе экулизумаба под торговым наименованием Элизария (биоаналог Солириса), вошедший в рейтинг сразу на 8‑ю позицию. Предельная отпускная цена Элизарии, зарегистрированная «Генериумом», составляет 248 тыс. руб. за упаковку, что на 25% дешевле Солириса. 

Также стоит отметить продажи моноклонального антитела противоопухолевого средства Опдиво (ниволумаб). В феврале 2019 г. профильная комиссия Минздрава одобрила использование препарата Опдиво еще по трем новым показаниям. По данным IQVIA, доля бренда составила 0,68%, прирост составил +307% в рублях и +340% в упаковках относительно 2018 г. Подводя итоги, еще раз отметим, что благодаря госпрограммам и добавлению пяти нозологий в госсегмент в качестве основного драйвера роста всего фармацевтического рынка на смену коммерческому сектору пришли госзакупки. Однако это касается лишь стоимостного выражения. Если говорить о продажах лекарственных средств в упаковках, то 84% рынка составляет ретейл-сегмент, и только 16% рынка приходится на государственные закупки. Умеренной позиции придерживаются эксперты и в своих прогнозах на 2020 г. Аналитики предполагают, что серьезных перемен на рынке в ближайшее время не произойдет: розничные продажи будут на прежнем уровне, в то время как госзакупки продолжат оставаться локомотивом роста всего российского фармацевтического рынка.

Таблица 3. Топ-20 ведущих торговых наименований на российском фармрынке по объему продаж в стоимостном и натуральном показателях и их прирост, 2018–2019 гг.

Рейтинг Торговое наименование Объем продаж Прирост продаж 2019/2018 гг.
млрд. руб. млн. упак. руб. упак.
1 Ксарелто 9,95 3,28 38% 38%
2 Опдиво 8,66 0,13 307% 340%
3 Ревлимид 8,09 0,03 5% 1%
4 Китруда 7,76 0,05 422% 445%
5 Авегра БИОКАД 6,56 0,39 132% 110%
6 СОВИГРИПП 6,56 16,54 16% -4%
7 Гертикад 6,31 0,22 57% 51%
8 Элизария 6,14 0,02 - -
9 Туджео СолоСтар 5,95 1,47 25% 23%
10 Натрия хлорид 5,89 190,42 3% -4%
11 Превенар 13 5,82 4,56 9% 7%
12 Детралекс 5,64 4,14 5% -1%
13 Имбрувика 5,49 0,01 52% 52%
14 Актовегин 5,01 6,22 -5% -9%
15 Мексидол 4,94 12,74 0% -3%
16 Перьета 4,79 0,03 205% 207%
17 Солирис 4,47 0,01 -50% -49%
18 Кагоцел 4,34 14,18 -5% -27%
19 Прадакса 4,32 1,34 25% 17%
20 Мирамистин 4,30 13,97 4% -3%

Источник: IQVIA



Фармацевтический рынок