Обзор российского фармрынка: итоги 1-го полугодия 2019 года

 4445

Обзор российского фармрынка: итоги 1-го полугодия 2019 года

Журнал "Ремедиум" №10, 2019г.

DOI: http://dx.doi.org/10.21518/1561-5936-2019-10-48-51

Надежда Калинина, «Ремедиум»

По итогам 1-го полугодия 2019 г. объем российского фармацевтического рынка значительно вырост в стоимостном выражении, достигнув отметки 609,0 млрд руб. в ценах закупки. Несмотря на то что порядка 70% этого объема приходится на коммерческий сектор, существенный прирост продаж произошел главным образом за счет увеличения объемов государственных закупок в рамках федеральных и региональных целевых программ здравоохранения (в сегменте лекарственного обеспечения).

Review of the Russian pharmaceutical market: results of the 1st half of 2019

Nadezhda KalininaRemedium

At the end of the 1st half of 2019, the Russian pharmaceutical market significantly increased in value terms, reaching 609.0 bil. rubles at purchase prices. Even though the commercial sector accounts for about 70% of this volume, the sales grew significantly mainly due to an increase in government purchases under the federal and regional special-purpose health programmes (in the pharmaceutical benefits segment).

При значительном увеличении объема продаж в стоимостном выражении (+16% в рублях за 6 мес. 2019 г. к 6 мес. 2018 г.), в натуральном эквиваленте фармрынок продемонстрировал отрицательный рост: его объем составил 2,5 млрд упаковок, что ниже показателя предыдущего года на 2% (рис. 1).

Коммерческий сектор

Важным является то, что, несмотря на падение рынка в долларовом эквиваленте, объем реализации лекарственных препаратов через аптечную сеть в национальной валюте (в рублях) за первые шесть месяцев 2019 г. вырос на 5% (рис. 1). 

Рисунок 1. Динамика объемов продаж российского фармрынка с детализацией по сегментам в стоимостном и натуральном выражениях, 1-е полугодие 2018 г. – 1-е полугодие 2019 г.

Рисунок 1. Динамика объемов продаж российского фармрынка с детализацией по сегментам в стоимостном и натуральном выражениях, 1-е полугодие 2018 г. – 1-е полугодие 2019 г.

По данным IQVIA, с января по июнь 2019 г. оборот коммерческого сектора российского фармрынка составил 386,6 млрд руб. в оптовых ценах, или 2,2 млрд упаковок. Структура коммерческого рынка готовых лекарственных препаратов в детализации по способу отпуска сместилась относительно аналогичного периода 2018 г. в сторону рецептурных препаратов (Rx-препараты). Лекарства именно Rx-сегмента обеспечили наибольший объем аптечных продаж в стоимостном выражении – 53% (рис. 2). За первые шесть месяцев 2019 г. продажи в рублях увеличились на 10%, а в упаковках – на 3% относительно аналогичного периода предыдущего года. Средняя цена препаратов в Rx-сегменте почти в два раза превзошла таковую в OTC-сегменте и составила 322,3 руб. за упаковку. Стоит отметить общий тренд увеличения средней цены во всем аптечном секторе. За последние пять лет средний темп роста цены на весь аптечный ассортимент был незначительным – порядка 4–5%, однако в 1‑м полугодии 2019 г. он составил уже 8%. В анализируемый период средневзвешенная стоимость составила 219,4 руб. за упаковку в ценах конечного потребления.

Рисунок 2. Динамика долевого соотношения объемов продаж в коммерческом розничном секторе российского фармрынка в детализации по различным категориям ЛП в стоимостном и натуральном выражениях, 1-е полугодие 2019 г.

Рисунок 2. Динамика долевого соотношения объемов продаж в коммерческом розничном секторе российского фармрынка в детализации по различным категориям ЛП в стоимостном и натуральном выражениях, 1-е полугодие 2019 г.

В детализации по происхождению лекарственных препаратов структура кардинально не изменилась (рис. 2). Розничный сектор российского фармрынка в стоимостном выражении по‑прежнему импортоориентирован (доля 72%), но импортная продукция уступает в натуральном объеме (44%). Доля препаратов локального производства в общем объеме коммерческого рынка по итогам 1‑го полугодия 2019 г. составила 28% в стоимостном и 56% в натуральном выражении. Необходимо отметить увеличение ассортимента препаратов, предлагаемых аптечными сетями. Относительно 1‑го полугодия 2018 г. количество лекарственных средств увеличилось на 200 позиций и составляет теперь 6 231 торговое наименование, большая часть которых – препараты рецептурного отпуска (66%).

По итогам 1‑го полугодия 2019 г. рейтинг топ-10 торговых марок розничного сегмента открывает Ксарелто (табл. 1). Его продажи в рублях увеличились на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., что позволило ему стать самым быстрорастущим препаратом рейтинга. А вот продажи противовирусных брендов несколько снизились (например, Кагоцела, Ингавирина). В связи с увеличением охвата населения прививками против гриппа на протяжении последних трех лет существенно снижается количество заболевших, что, в свою очередь, ведет к падению спроса на данную группу препаратов в аптечной рознице.

Таблица 1. Топ-10 брендов по объемам продаж в коммерческом розничном секторе российского фармрынка в стоимостном (руб.) и натуральном (упак.) выражениях, 1-е полугодие 2019 г.

Рейтинг Торговое наименование (корпорация) Объем продаж Прирост продаж, 1-е полугодие 2019 г./1-е полугодие 2018 г.
млрд руб. млн упак. руб. упак.
1 Ксарелто (Bayer Healthcare) 4,5 1,25 36% 28%
2 Детралекс (Servier) 3,43 2,12 5% -3%
3 Мексидол («Фармасофт») 2,77 6,06 0% -1%
4 Актовегин (Takeda) 2,75 2,98 -2% -7%
5 Кагоцел («Ниармедик») 2,61 7,14 3% -29%
6 Кардиомагнил (Takeda) 2,61 11,03 -3% -4%
7 Мирамистин («Инфамед») 2,51 6,7 7% 0%
8 Ингавирин («Валента») 2,39 4,46 -16% -19%
9 Эссенциале Н (Sanofi) 2,33 2,02 -2% -5%
10 Пенталгин («Отисифарм») 2,17 12,98 -5% -11%

Госзакупки

Как было отмечено, сегмент госзакупок в 1‑м полугодии 2019 г. рос более быстрыми темпами, чем розница. Объем закупок в оптовых ценах, составлявший в 1‑м полугодии 2018 г. 159,8 млрд руб., достиг в текущем году 222,4 млрд руб. Прирост в стоимостном выражении составил порядка 39%, а объем закупленных упаковок увеличился на 8% (рис. 1). ЛП группы L01 «Противоопухолевые препараты» по‑прежнему остаются самой финансируемой статьей программы ЛЛО (табл. 2). 

Таблица 2. Топ-10 АТС-групп 2-го уровня и топ-3 брендов по объемам госзакупок российского фармрынка в стоимостном (руб.) и натуральном (упак.) выражениях, их прирост (1-е полугодие 2019 г./1-е полугодие 2018 г.)

Рейтинг АТС-группа 2-го уровня Топ-3 брендов (корпорация) Объем закупок Прирост закупок, 1-е полугод. 2019/1-е полугод. 2018
млрд руб. тыс. упак. руб. упак.
1 L01 – Противоопухолевые препараты 55,5 5,7 80% 48%
1 Опдиво (Bristol Myers SQU) 29,5 43,6 230% 267%
2 Гертикад («Биокад ЗАО») 25,7 95 54% 59%
3 Имбрувика (Johnson & Johnson) 25,6 5,2 36% 36%
2 L04 – Иммунодепрессанты 27,5 1,1 49% 19%
1 Ревлимид (Celgene) 69,3 24,7 82% 84%
2 Солирис (Alexion Pharma Sw) 34,7 9,8 -10% -8%
3 Тизабри (Johnson & Johnson) 22,5 22,8 42% 42%
3 A10 – Средства для лечения сахарного диабета 18,4 27,1 28% 29%
1 Туджео СолоСтар (Sanofi) 32,8 798,9 47% 37%
2 Левемир ФлексПен (Novo Nordisk) 21,1 838,3 44% 42%
3 НовоРапид ФлексПен (Novo Nordisk) 16,4 921 63% 60%
4 B02 – Гемостатики 15,9 2,8 40% 13%
1 Фейба (Shire) 22,5 52,7 110% 91%
2 Адвейт (Shire) 14,2 129 50% 34%
3 Октанат («Октафарма») 13,4 218,6 57% 70%
5 J05 – Противовирусные препараты для системного применения 13,3 4,7 51% -2%
1 Калетра (Abbvie) 17,5 381,3 63% 63%
2 Эвиплера (Johnson & Johnson) 15,2 57,5 56% 45%
3 Исентресс (Merck Sharp Dohme) 13,6 56,7 77% 89%
6 A16 – Прочие препараты для лечения заболеваний ЖКТ и нарушения обмена веществ 7,2 1,4 43% 9%
1 Элапраза (Shire) 20,3 10,5 51% 51%
2 Наглазим (Catalent Pack.LTD) 11,2 11,1 32% 91%
3 Альдуразим (Sanofi-Aventis) 6,3 16 78% 76%
7 J07 – Вакцины 7 5,1 36% 34%
1 Превенар 13 (Pfizer) 21 1625,9 36% 35%
2 Пентаксим (Sanofi-Aventis) 10,9 982,5 72% 69%
3 Менактра (Sanofi-Aventis) 6,5 161,3 142% 144%
8 J01 – Антибактериальные препараты для системного использования 6,9 51,9 17% 5%
1 Колистин (Forest Labor.Neth.) 4,6 11 74% 367%
2 Инванз (Merck Sharp Dohme) 2,1 93,4 7% 6%
3 Меропенем («Красфарма») 1,9 242,8 2% 3%
9 L03 – Иммуностимуляторы 6,4 1,5 18% 1%
1 Инфибета («Генериум») 11,6 71,3 67% 68%
2 СинноВекс (Cinnagen CO) 7,8 45,8 -16% -16%
3 Ребиф (Merck) 7,8 94,7 -21% -28%
10 L02 – Противоопухолевые гормональные препараты 5,4 1,1 48% 32%
1 Фазлодекс (Astrazeneca) 11,7 34,6 29% 49%
2 Кстанди (Astellas Pharma) 9,1 4,6 243% 289%
3 Золадекс (Astrazeneca) 7,3 119,2 6% 97%

В 1‑м полугодии 2019 г. их доля в сегменте госзакупок составила порядка 25%, а прирост их объемов превысил 80% благодаря крупным закупкам таких препаратов, как Опдиво (прирост продаж в рублях +230%), Гертикад (+54%), вытеснивший лидера прошлых лет (Герцептин) благодаря программе импортозамещения, и Имбрувика (+36%). Также увеличилась доля группы L04 «Иммунодепрессанты» благодаря росту объемов закупок по расширенному перечню программы «12 высокозатратных нозологий» (ВЗН), вступившему в силу в начале года. Включение 8 новых МНН в ВЗН привело к существенному росту продаж группы L04 в первой половине 2019 г. 

Препараты Ревлимид и Тизабри продемонстрировали высокий прирост продаж, а вот Солирис значительно снизил свои показатели относительно аналогичного периода предыдущего года. Дело в том, что в рамках госпрограммы «Фарма-2020» владимирская компания «Генериум» в течение 5 лет вела разработку аналога американского лекарственного препарата. Минпромторг субсидировал расходы, связанные с разработкой российского препарата Элизария, зарегистрированного в I квартале 2019 г. 

Таким образом, Россия стала единственной страной в мире, сумевшей наладить полный цикл производства биоаналога экулизумаба, в т. ч. и самой субстанции. Это позволит существенно снизить затраты федерального бюджета в рамках программы «12 высокозатратных нозологий», поскольку препарат будет на четверть дешевле оригинала. В то же время Минздрав продолжил увеличивать закупки препаратов для больных гемофилией, в частности препарата Фейба, прирост продаж которого составил +110% в стоимостном выражении. Отметим также значительное увеличение закупок препаратов в группе L02 «Противоопухолевые гормональные препараты» (+48%). Здесь наибольший прирост продемонстрировал бренд Кстанди (компания Astellas Pharma). Согласно данным RNC Pharma, по итогам 1‑го полугодия 2019 г. именно Astellas Pharma заняла лидирующую позицию в топ-15 компаний с максимальными объемами поставок готовых ЛП. Прирост компании обеспечил в т. ч. и импорт уже упомянутого препарата Кстанди, объем поставок которого в рублях за год вырос в 2,1 раза. Российский фармацевтический рынок в 1‑м полугодии 2019 г. вырос преимущественно за счет госсегмента, в то время как ранее его драйвером неизменно являлась аптечная розница. Все это свидетельствует о сохраняющейся тенденции к снижению покупательской способности потребителя. Доходы населения в текущем году продолжают демонстрировать отрицательную динамику, что не способствует положительным прогнозам на ближайший период. В продажах коммерческого сектора произошел сдвиг с ОТС-препаратов в сторону Rx-сегмента, однако легализация дистанционной торговли лекарственными препаратами, в случае утверждения обсуждаемого законопроекта, может вновь увеличить спрос на безрецептурные препараты. Стоит отметить и законопроект об обязательном нанесении маркировки на упаковку, принятие которого, в свою очередь, может спровоцировать рост цен. Здесь наиболее уязвимым станет сегмент препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, поскольку рост цен в данном секторе не регулируется государством. Именно благодаря такой компенсаторной мере, по мнению многих экспертов, станет возможным дальнейший рост объема всего российского фармрынка, и аптечного сегмента в частности, в рублевом эквиваленте.



Фармацевтический рынок